Новости по делу Апти Висаева, обвиненного в организации теракта на 9 мая в Норильске

Борьба с терроризмом, одна из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности, которую ведет ФСБ Российской Федерации, но, к сожалению, не редки случаи, когда в регионах откровенно фабрикуют уголовные дела по терроризму. Так, нашумевшая в прошлом году новость «Военный парад спасли от взрыва» (https://www.kommersant.ru/doc/4827201) о предотвращении УФСБ по Красноярскому краю планируемого на 9 Мая теракта в Норильске, судя по всему, оказалась фейком, а обвиненный в подготовке к нему человек по настоящее время страдает от ложного обвинения.

В мае 2021 года в преступлении обвинили недавно освободившегося после отбывания 15-летнего срока наказания за терроризм из ИК-15 г. Норильска чеченца Апти Висаева. По замыслу фальсификаторов дело должно было выглядеть таким образом: находящийся под надзором УФСБ, чеченец, исповедующий радикальный ислам, используя для конспирации, не принадлежащий ему телефонный номер и заведя на этот номер аккаунты в Телеграмм и Инстаграм, посредством переписки, голосовых сообщений, направления ссылок и видео экстремистского характера, склонял своего знакомого по работе в такси к ведению вооруженного «джихада», а именно к совершению теракта на параде 9 мая путем самоподрыва.

На днях, находясь в Управлении ФСБ по Красноярскому краю, где два следователя знакомили Висаева с материалами уголовного дела, он сумел вынуть из материалов уголовного дела конверт с данными личности засекреченного свидетеля, удалиться с ним в туалет и тщательно ознакомиться с изложенной в нем информацией, переписав паспортные реквизиты несостоявшегося «шахида», тем самым обрушив все судебные перспективы этого «шитого белыми нитками» уголовного дела. Расчет сотрудников фсб, что засекреченный свидетель никогда не будет рассекречен и сможет безнаказанно давать в суде ложные показания не оправдался. «Шахид» Беккаримов – оказался персонажем исключительно вымышленным, под этим псевдонимом оказался переехавший в Норильск тувинский блогер, танцор и поэт Азат А., который не только не имеет никакого отношения к исламу, но и с Апти Висаевым никогда в жизни не сталкивавшийся. Таким образом, сейчас, установив личность засекреченного липового свидетеля можно очень легко доказать фальсификацию уголовного дела по Норильскому теракту.

Согласно материалам дела, со слов засекреченного свидетеля – «шахида» Беккаримова, Апти Висаев, с которым он знаком с октября 2020 года по совместной работе в такси, вдруг начал ему писать в Телеграмм с нового неизвестного номера. Беккаримов спросил Висаева, зачем он меняет телефонные номера, на что тот пояснил, что время сейчас неспокойное и за ним следят, а потом начал критиковать Кадырова и Путина, а когда Беккаримов пытался убедить его, что только благодаря Путину прекратилась многолетняя чеченская война, Апти, якобы, призвал Беккаримова к джихаду в роли террориста-смертника. На предложение Беккаримов ответил согласием, но после обратился в УФСБ по Красноярскому краю.

В деле огромное количество нестыковок, вплоть до того, что, по версии УФСБ, Висаев для осуществления плана по ведению джихада, завел конспиративный аккаунт в Телеграмм, который назвал своим именем @apti_voinahi_visaev и прикрепив свою настоящую фотографию.

Кроме того, при изучении переписки, которая, по версии следствия, велась Апти Висаевым с засекреченным свидетелем, становится понятно, что содержание явно не соответствует беседе двух мусульман, ибо данные личности называют друг друга сыновьями Аллаха, хотя данное обращение говорит лишь о незнании ислама как религии, так как у Аллаха, в отличие от христианского Бога, детей не было.

Для пущей достоверности в записи бесед в Телеграмм были добавлены голосовые сообщения безобидного бытового характера, действительно надиктованные голосом Апти Висаева, однако впоследствии выяснилось, что это голосовые сообщения вообще из другого мессенджера – Вотсап, отправленные другому человеку.

Однако интрига сохраняется: выпустят ли Апти Висаева прямо сейчас из-под стражи (18 февраля у него продление меры пресечения) или возьмут тайм-аут для того, чтобы назначить виновных в данном фиаско, выведя из-под удара наиболее ценных игроков. Известно, что из расследования данного уголовного дела в отдельное производство выведено дело по пыткам Апти, возбужденное в отношении тех, кто его бил и калечил, вероятно, с целью выбивания признательных показаний. Чем это закончиться для них – отделаются ли фальсификаторы, как обычно дисциплинарными взысканиями или ответят по всей строгости уголовного закона Российской Федерации, остается загадкой.

Как Апти Висаев стал «террористом».

7 февраля 2005 года Апти Висаев был похищен из дома неизвестными в форменной одежде. Пять дней со второго по седьмое февраля Апти подвергался самым разнообразным пыткам: избивали, пытали холодом, резали, душили били током. По заключению эксперта от 29.03.2005 года у Апти Висаева на передней поверхности грудной клетки, бедре и левой ягодице обнаружены многочисленные рубцы – являющиеся следствием заживления ножевых ранений, причиненных в период с 02 по 07 февраля 2005 года. Истерзанное тело будущего террориста было доставлено неизвестными похитителями 7 февраля 2005 года в ОРБ—2 ГУ МВД РФ по ЮФО в наручниках, а за поясом у Висаева находился пистолет с 7 патронами, ставшей одной из главных улик в деле. Приговор Апти Висаеву, единственному из оставшихся в живых террористов, обвиненных во взрыве бронеавтомобиля Урал с ОМОНом в 2004 году, основан исключительно на его собственных показаниях, полученных при вышеуказанных обстоятельствах. Верховный Суд Чеченской Республики, посчитал, что поскольку непосредственно сотрудниками ОРБ-2, в момент процессуальной фиксации показаний Апти, пытки к нему не применялись, а установить похитителей, пытавших юного террориста, не удалось, то нет причин не использовать данные показания для обоснования приговора.

Информация предоставлена «Центр помощи для желающих обратиться в Европейский суд по правам человека» http://european-court-help.ru (Телеграм https://t.me/echr42 ) занимающимся сопровождением дела Апти Висаева в Европейском суде.

Москва, Чистопрудный бульвар, 5, офис 108

Руководитель Сергей Охотин +79295537100 | echr@cpk42.com |