IREX Совет по международным исследованиям и обменам
Про АЙРЕКС Программы Пресс-центр Выпускникам
 
 
 
«Полемика»
 
 
 
 
 
«Полемика», выпуск 8
Л. С. Рубан. Геополитическая ситуация на Кавказе
Л. С. Рубан. Проблема использования ресурсов Каспийского моря
М. Г. Макарычева. Восприятие российского демократического транзита в США...
З. М. Казачкова. Дело Майкрософт" и мой опыт ...
А. Бондаренко. Пирамида Пенсионного фонда
Л. Голоскоков. Будущие сетевые технологии права
З. Казачкова. В чем различие между фантастикой и утопией?
В. Н. Терёхина. Российско-американский семинар "Международные преподаватели..."
И. Киселев. Развитие новых форм обучения и образовательных программ в ЯрГУ...
А. С. Макарычев. Экспертный семинар "Мягкие и жесткие вызовы..."
Б. Л. Губман. Конференция "Культура мира: перспективы на рубеже XXI века"

Будущие сетевые технологии права

Л. Голоскоков
Начальник юридического отдела НП "Юрист - Профи" (г. Пятигорск),
доцент Пятигорского филиала Северо-Кавказской Академии государственной службы

Главные проблемы экономики и права

В современном мире развиваются известные интеграционные процессы: свободные границы, единая валюта, интернет-технологии, и др. Экстраполяция этого ряда в будущее на стыке права, экономики, сетевых технологий позволяет найти решения некоторых общих для любого развитого государства проблем, порождаемых ускорением экономических процессов. Рассмотрим эти проблемы и теоретические пути их решения.

Одна из серьезных проблем современного государства заключается в образовавшемся разрыве между скоростью процессов в экономике и скоростью их регулирования правовыми средствами. Яркий пример - давно назревшая (в России) необходимость в налоговом кодексе, длительное его создание, принятие, а через полгода - полная переработка его первой части. Но и после этого специалисты признали неизбежность корректировок, что совсем недавно было подтверждено на официальном уровне. Только что принятая вторая часть кодекса изобилует различными показателями, выраженными в абсолютных числах, которые весьма скоро устареют из-за инфляции. Это точный индикатор неизбежности ее пересмотра.

Предприниматели любого уровня не могут эффективно работать при столь частой смене главных экономических законов. Их обобщенное пожелание: как можно меньше налогов и как можно проще. Иностранный капитал также видит одним из основных препятствий своего существования в России непредсказуемость налогового законодательства.

Вторая проблема - количество нормативных актов в любой развитой стране уже не поддается реальному учету; возникает вопрос, как они могут исполняться, когда о существовании многих из них знают лишь юристы, а лица, которые должны их исполнять, часто не подозревают, что такие законы вообще существуют. Типичный пример по России: незнание гражданами положений закона, которые они активно применяют, - правил оформления договора займа денег. Суды всегда полны исками о взыскании долгов по распискам, оформленным с нарушением норм гражданского права, действующего уже более 4 лет. Мелкие и средние фирмы, не имеющие в штате юристов, совершают по причине незнания законов массу грубейших ошибок при составлении договоров, за что часто расплачиваются убытками или банкротством.

Предпосылки решения проблем

Человек везде использует для управления скоростными и сложными процессами компьютеры, подвергает автоматизации все, что угодно, но только не законодательный процесс. Пока не просматривается, что его можно автоматизировать полностью, но ясно, что в быстро меняющейся экономике старая процедура принятия законов тормозит ее развитие. В поисках теоретического выхода из ситуации, когда закон устаревает еще до его принятия, выдвинем предположение о неизбежности появления новой отрасли права, которая должна появиться согласно общей логике развития на каком-то технологически готовом к тому пространстве: это развитые страны, и в том числе Россия. Технологическими предпосылками являются: компьютеры, сети, соответствующее программное обеспечение, средства связи, шифрования, закрытые и относительно защищенные от доступа (хакеров) ведомственные сети. Подобные сети, скорее всего, и будут необходимы в нашем случае. Именно в этом смысле мы будем использовать понятие "сеть".
Рассмотрим два главных теоретических аспекта: правовой и технический.

Правовой аспект

Введем для удобства новый термин: "метаправо", под которым мы будем понимать такую необходимую современному государству отрасль права, которая решит обе упомянутые проблемы: будет регулировать самые быстрые процессы в экономике в реальном масштабе времени и избавит субъекты права от нарушения закона по причине их незнания. Разумеется, не будем утверждать, что все это будет сразу делаться идеально.

Метаправо - это непрерывно меняющееся право, потому что только право, меняющееся одновременно или быстрее экономической ситуации, может регулировать экономику. Экономика имеет и элементы саморегуляции, но наша задача теоретически решить именно проблему опережающего появления права, способного производить осмысленное и точное управленческое воздействие на экономику, а не вероятностное: угадаем ли в законе на будущий год ставку налога, или опять все будут укрывать налог, потому что не угадали, завысили. Наша теория утверждает, что с помощью метаправа и сетевых технологий ставку налога можно будет сделать ровно такой, какой она должна быть для полного выполнения доходов бюджета: не больше и не меньше.

Для этого метаправо должно обладать новыми фундаментальными свойствами. Первое: процедура принятия законов (пока рассмотрим только налоговую сферу!) должна быть автоматической. Допускаем, что на первых порах, для подстраховки, полуавтоматической, то есть с минимальным участием человека. Второе: эти законы должны исполняться автоматически, без участия человека. Третье: то же касается и процедуры отслеживания нарушений нормативного поведения субъектов права. Необходимо упреждение и блокирование ненормативного поведения.

Решение упомянутых проблем является комплексным и требует ряда нововведений технического, правового, организационного характера, а более всего необходима политическая воля, и это самое сложное.
Найдем условия, вытекающие из логики развития права, экономики, техники, при которых государство решит обе проблемы. Еще недавно в России не было законов о регистрации недвижимости, о контроле над крупными расходами. Рынок ввел в их в оборот. Сделаем экстраполяцию таких процессов немного вперед, и найдем следующее решение. Компьютеры позволяют хранить любое количество информации, и поэтому, согласно метаправу, можно и нужно будет осуществить регистрацию всех ценностей и имущества физических лиц страны. Абстрагируемся от деталей этой процедуры, ясно, что это непросто, но технически возможно. Нужна амнистия для легализации имущества и капиталов с целью фиксации их в компьютерах и ввода в легальный оборот. Нужны новые законные меры (все это - часть метаправа), сильно стимулирующие ввод в оборот всего теневого имущества и капиталов, после чего надо отсечь незарегистрированное имущество и капиталы от любого оборота способом, который опишем далее. Названные меры по отдельности предлагались в разных странах и в разное время, но сейчас они вырисовываются как необходимые одновременные условия, при которых сможет функционировать предлагаемая нами система.

Итак, метаправо - это отрасль права, принятая в обычном порядке, но далее разрешающая автоматически или полуавтоматически меняться тем параметрам законов, быстрое изменение которых сделают право инструментом, реально управляющим государственными процессами. Вместе с тем, оно должно содержать детальную регламентацию процедур управления, контроля над процессом управления, над управленцами, и др., и все это будет являться постоянной частью права. Эта часть права, конечно, тоже может быть изменена, но в принятом ныне порядке.

Технический аспект

Каждому гражданину должен быть вручен вместо паспорта новый прибор в виде устройства, совмещающего в себе компьютер и сотовый телефон. Такие устройства уже есть на рынке. Назовем его метапаспортом, а его функции будут следующими: это одновременно паспорт, заменитель трудовой книжки, медицинского полиса, водительских прав, дипломов, всех счетов во всех банках, расчетное устройство (заменитель кредитной карточки), он же содержит ИНН, пенсионный номер, все данные о личности, всех источниках доходов с историями их поступления, сведения о кредитах, долгах, имуществе и ценностях, любых сделках, платежах, получаемых пособиях, обязательствах и т.д. Та же информация будет и на центральном компьютере.

Все метапаспорта имеют средства коммуникации со стационарными терминалами, установленными во всех посещаемых местах, а также проводные и беспроводные средства коммуникации между собой. Компьютеры в городе хранят и обрабатывают информацию по текущим процессам, а резервные компьютеры дублируют для надежности всю информацию в разных точках страны. В общем, по модели сети Интернет.

Функционирование системы

Два субъекта права при совершении любой сделки коммутируют проводами или инфракрасным каналом свои метапаспорта, набирают на дисплеях информацию о сделке, после чего они обязаны в течение установленного метаправом срока сбросить через терминал информацию о сделке в государственную регистрационную сеть. После сброса в сеть происходит отчисление налога со сделки в бюджет, только после этого сделка подвергается автоматической государственной регистрации, становится действительной и происходит автоматическое изменение состояния банковских счетов участников сделки. При такой схеме автоматика проверит правовую чистоту сделки, наличие денег у субъекта сделки, покупателя, соотнесет его зарегистрированные доходы с предстоящим расходом и выполнит другие страховочные и контрольные функции.

Этот способ позволит компьютеру блокировать недопустимые как будущим метаправом, так и нынешним правом сделки, а также исключить обычную для любых незаконных действий возможность рассчитаться неучтенными деньгами. Сделка будет осуществляться автоматикой так же, как по кредитной карточке, и если, например, у субъекта сделки легальный доход окажется меньше суммы предполагаемой сделки, метаправо просто не допустит к регистрации такую сделку. А заодно автоматика даст сигнал налоговым службам, которые будут работать в сети и, целенаправленно контролируя все процессы, не допускать неправовые ситуации, разрешать нештатные случаи и коллизии. Работа налоговых служб в таком случае перейдет по большей части в профилактическую сферу, аналитику, совершенствование автоматических процедур.

Последствия введения метаправа в налоговой сфере

Метаправо и сетевые технологии позволят людям не думать об уплате налога и не отчитываться за сделку, а мгновенно отдать налог при совершении сделки, а еще точнее, и в этом суть метаправа, до или в момент совершения сделки.
Подходим к главному выводу: в течение ограниченного времени будет необходим полный переход на безналичные расчеты. Впрочем, страны Запада этим уже не удивишь.

Метаправо предполагает упрощение налогового законодательства до предела. Физическое лицо всегда его сможет знать, взглянув на дисплей своего метапаспорта. Налог по его сделке в данную минуту составляет столько-то процентов от ее суммы.

Перечислим остальные последствия: экономия на отсутствии наличных денег; невозможность укрывать доходы от налогообложения; невозможность совершения многих экономических преступлений; отпадает необходимость в налоговых декларациях; полный контроль за крупными и любыми расходами; выплата зарплаты через метапаспорта ставит под полный контроль автоматики своевременность выплат, работодатель не сможет не соблюдать сроки выплат и размеры зарплат; автоматические дотации через метапаспорта незащищенных слоев населения в реальном масштабе времени, без их просьб и сбора ими всяких справок, полный сбор налогов с физических лиц.

Последняя возможность достойна отдельного комментария. Это означает 100% исполнимость бюджета любого уровня в части сбора налогов с физических лиц. Государству остается в такой ситуации законодательно, через метаправо, постепенно повышать планку минимальной оплаты труда и таким образом собирать больше налогов, переводя налоговый пресс на абсолютно полно контролируемые налоги с физических лиц. Рост минимальной оплаты труда будет происходить автоматически и непрерывно, а не затягиваться на годы, как это происходит сейчас. Это как раз один из тех параметров метаправа, который можно и нужно будет менять автоматически, плавно и непрерывно.

Возражения критикам

Они, разумеется, заявят о том, что такая система предполагает тотальный контроль, и это очень плохо. Но все относительно. Вопрос скорее в том, кто именно заявит, что ему будет плохо. Так называемые "простые граждане", которых в России 90%, получая зарплату даже в нескольких местах, давно и жестко контролируются: ни рубля они не получат из кассы фирмы, пока работодатель не уплатит все их налоги. Высший эшелон управленцев, чиновников, олигархи - могут быть против. Их неучтенные доходы высоки, и ставить их под контроль им невыгодно. Поэтому критика по этой позиции может исходить из интереса конкретной группы, и предстоит выяснить, совпадает ли он с интересами большинства и целями государства, как социального организма, которому надо элементарно выжить, а не питать свои раковые клетки все больше и больше, позволяя им высасывать финансы из своей не очень здоровой страны для размещения в странах благополучных.

Цель метаправа и сетевых технологий - поставить всех в равные условия подконтрольности.

Метаправо и сетевое управление

Возможно, найдутся и лучшие схемы, но рассмотрим следующую. Метаправо определит общие условия управления ставкой налога. На первое время для управления ставкой налога должны быть отобраны по жесткому конкурсу несколько профессионалов: математиков, экономистов, юристов, компьютерщиков и других специалистов для независимого, на уровне статуса судьи или даже выше, управления (или контроля над автоматическим процессом) так, чтобы к концу года были собраны 100% запланированных налогов. Ставка будет ими плавно меняться в соответствии с реальной экономической ситуацией, она будет едина в текущий момент для всех субъектов права, и логика этого процесса такова, что (почти) все налоги можно будет заменить одним видом, с оборота. Его величина может быть весьма малой, заранее приблизительно подсчитанной, и субъекты права в каждый данный момент могут и не знать о ней - незачем. В текущий момент она будет отражать стремление автоматики (или специалистов) выполнить план сбора суммы налогов в стране за данный месяц, день и даже час. Компьютер сможет держать в памяти и поминутную разбивку плана годового бюджета. Любой субъект сможет наблюдать текущее значение ставки налога на дисплее своего метапаспорта, так же как время на часах сотового телефона. Логика теории диктует: система будет чрезвычайно эффективной при взимании налога абсолютно со всех сделок (с любого движения денег, ценностей, товаров, услуг) и со всех субъектов налогового права без всяких исключений и льгот. Бич нынешнего налогового законодательства - исключения и льготы, которыми оно пытается регулировать экономику и вознаградить определенные категории населения: орденоносцев, инвалидов, чернобыльцев и др. Но это неудачный способ, а часто он носит издевательский характер: если человек облучился в Чернобыле, стал инвалидом, то будет иметь льготу по налогу, если будет работать. А если он не может работать? Не все льготники имеют доходы от акций и из других источников.

Итак, для разных видов сделок могут быть разные величины налога, их текущие значения должны отражаться в соответствующих сделкам меню на дисплеях метапаспортов. Варьирование ставками в реальном режиме времени позволит реально управлять и экономикой, и ходом сбора налогов.

Управление макроэкономикой

Метаправо и сетевые технологии дадут возможность государству, исходя из текущих нужд, делать мгновенно то, что оно пытается делать сейчас, но всегда с запаздыванием. Например, государство для текущих нужд ввело налог с продаж. Будет нужно, введет любой другой налог, на то оно и государство. Пока оно его вводит, а субъекты федерации принимают свои конкретные законы, ситуация в экономике меняется. Но закон фиксирует ставку налога с продаж в размере 5% (Ставрополье), и когда он начал действовать, уже хорошо бы ее снизить, например, до 4%, а в Москве - наоборот. Нынешнее право в этом смысле совершенно не гибкое. Метаправо в налоговой сфере может быть весьма гибким. Оно может узаконить возможность правительства (или соответствующего независимого органа - это предстоит решить) ежедневно (а если нужно, и ежеминутно!) плавно менять ставку налога в зависимости от ситуации. Все равно государство это делает, но делает плохо уже только по причине медлительности.

Те же рассуждения применимы и для управления неналоговыми платежами: таможенными сборами, экспортными пошлинами и т.п. Поскольку управление должно исходить из единого центра и интересов всего государства, а не отдельных ведомств, то профессионалы смогут, предварительно моделируя ситуацию на компьютерах, варьировать всем комплексом налогов, сборов, пошлин, платежей, исходя из нужд страны. Тогда управление будет иметь осмысленный, просчитанный заранее характер. Конечно, в связи со сложностью системы управления будут и какие-то проблемы, но уже другого рода. Отпадет одна из серьезных проблем: на центральный управленческий пульт будет ежесекундно стекаться информация о поступающих налогах, и реальное состояние государства будет известно в каждый момент времени очень точно. Это позволит точно управлять и точно прогнозировать.

Условия, диктуемые сущностью метаправа

Метаправо должно будет ввести некоторые жесткие меры как необходимые условия для своего функционирования: все госчиновники обязаны будут допускать несколько раз в год в любые свои помещения налоговую полицию для внезапной проверки, сверки наличного имущества с зарегистрированным. При таком контроле взятка станет невозможной ни в какой форме, а чиновнику можно будет платить очень высокую зарплату и много с него требовать. Не желающие иметь высокую зарплату и гарантированное будущее смогут отказаться от такого ограничения своих прав и не становиться чиновниками.

Трудности и риски

Очевидно, что это проблемы значительного изменения действующего законодательства и даже Конституции, а также несанкционированного доступа в сети и базы данных.

Последняя - проблема технического плана и при соответствующей проработке она решаема. Заметим, что взломы хакерами хранилищ информации никого не заставляют отказаться от использования сетей.

Наибольшей трудностью, видимо, будет преодоление противодействия законодательной ветви власти, которая, возможно, выдвинет контрдовод о том, что у людей отнимают то святое, что нельзя отнимать и поручать машинам. За этим будет скрываться понимание того, что при реализации метаправа придет конец тому, чем живет современный чиновник. А современные исследования на эту тему показывают, что живет он в значительной мере коррупцией и взятками, которые новая система искоренит, как только будет полностью внедрена. Этот фактор будет основным тормозом внедрения метаправа. Иные сдерживающие факторы имеют технический и финансовый характер.
Рассмотренная сфера действия метаправа хорошо описывает ситуацию применительно к физическим лицам. Видимо, к юридическим лицам будут несколько иные подходы, но общие изложенные принципы сохранятся.

Итоги

Множество остальных вопросов автор надеется описать в следующих статьях, развивающих теорию метаправа: принципы метаправа, расчеты стоимости его внедрения, технология внедрения, способы преодоления сопротивления чиновников, применимость к юридическим лицам, стыковка национального метаправа с внешним миром и др.

Рассматривая процессы интеграции в мире с учетом нашей теории, можно предположить, что ее практическое воплощение одновременно в нескольких европейских странах могло бы происходить по единым правилам. Такой сценарий уже отработан на примере единой валюты. Это послужило бы реальной основой появления общего права и общих экономических платформ на основе единой валюты, введение которой десять лет назад тоже казалось полной фантазией. Впрочем, все это возможно и в отдельной стране, какой - покажет время. Наша задача - выпустить в свет идею о возможных технологиях. Назовем их условно MetaNetLaw technologies. Или сетевые мета-технологии права, идея которых в будущем должна развиться до применения автоматизации правотворческих процессов и в других отраслях права.

 
К началу страницыНа первую страницуКарта сайтаКонтакт
109028 Москва
Российская Федерация
Хохловский переулок, д. 13, стр. 1, 2 этаж
тел.  +7 (495) 956-09-78
факс +7 (495) 956-09-77
email: irexrus@irex.ru
  © Copyright 2005 IREX/Russia
Hosted at netcare.ru®
Powered by oocms