IREX Совет по международным исследованиям и обменам
Про АЙРЕКС Программы Пресс-центр Выпускникам
 
 
 
«Полемика»
 
 
 
 
 
«Полемика», выпуск 7
Д. Г. Балуев. Внешнеполитическая роль российского государства в переходный период
О. А. Кармадонов. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы
Е. В. Астахова. Высшее образование на рубеже веков: трансформация социальных функций
О. А. Леонтович. Проблемы виртуального общения
А. В. Суворов. Экологическая безопасность и устойчивое развитие...
И. Абдуллаев. История водного хозяйства и перспективы вододеления в Центральной Азии
М. Анипкин. Международная научная конференция "Власть в России: ..."
А. Алексеев. Виртуальная мастерская "Поиск эффективных институтов XXI века"...
Т. Паянская. День общественно-полезного труда / The Community Service Day
АЙРЕКС / Пресс-центр / Публикации / Электронный журнал «Полемика» / Выпуск 7 / История водного хозяйства и перспективы вододеления в Центральной Азии

История водного хозяйства и перспективы вододеления в Центральной Азии

Искандар Абдуллаев
Исполнительный директор Ассоциации Узбекистана по устойчивому использованию водных ресурсов.
Выпускник программы CI, 1999

Суть и причины проблемы

Многие исследователи и журналисты, занимающиеся проблемами водных ресурсов Центральной Азии, особенно политическими аспектами этой проблематики, последнее время начали бить тревогу по поводу возможных региональных конфликтов по разделению ограниченных водных ресурсов. "По степени обеспеченности водными ресурсами новые независимые государства Центральной части Азиатского региона делятся на "счастливчиков" (Таджикистан и Киргизия) и "тех, кому не повезло" (Узбекистан, Туркмения, Казахстан). Однако это не значит, что одни живут хорошо, а другие плохо. На самом деле проблем у всех хватает, на почве воды /так в процитированном тексте - Прим. ред./ в регионе наблюдается обострение межнациональных отношений"(1). Такого рода предупреждения о грядущих конфликтах можно встретить в многочисленных публикациях местных и иностранных журналистов. Даже многие международные организации срочно внесли коррективы в свои приоритеты финансирования проектов, включив проекты по решению водных конфликтов в список таковых (то есть приоритетных). С чем связана такая волна беспокойства?

Конечно, доля журналистского стремления к сенсационности и преувеличения трагического характера происходящего здесь присутствует, и если бы об этом писали года два назад, то это полностью можно было бы игнорировать. Но особенность этого года, который является началом 7-летнего цикла маловодья, а также существующая социально-экономическая ситуация в Центрально-Азиатском регионе настораживают даже самых консервативных специалистов-водников. Для этого существует несколько причин:

Центрально-Азиатские государства расположены в аридной зоне, в которой без орошения возделывать сельскохозяйственные культуры и получать устойчивые урожаи невозможно. Поэтому почти во всех государствах региона существует и преобладает ирригация, которая требует огромного количества водных ресурсов. Центральная Азия имеет примерно 170-180 куб. километров водных ресурсов, из которых на сегодня используется более чем 90%. Водные ресурсы между государствами региона разделены неравномерно, не подписано международное соглашение по разделению водных ресурсов, и в тоже время все государства объявили собственность на воду и водные объекты, формирующиеся или расположенные на своей территории. Оперативное разделение воды осуществляется на основе последних лимитов воды советского периода, которые ни в коей мере не отражают существующее положение дел. Такое состояние вододеления не может удовлетворить те страны, на территории которых формируются основные водные ресурсы региона (Таджикистан, Киргизия).

Несмотря на существующие договоренности и инициативы правительств Центрально-Азиатского региона по созданию межгосударственных учреждений по управлению, учету и распределению водных ресурсов, эти организации еще не готовы реально разрешать возможные конфликты. Основой предотвращения возможных конфликтов в области вододеления в течение всех этих лет, после обретения странами региона независимости, были старые связи работников водной отрасли, которые возникли во времена существования единой водной системы СССР. Но, к сожалению, с приходом нового поколения водников эти связи разрушаются, реальной кооперации между водными организациями региона не существует.

Разделение некогда единой водной системы, а также отсутствие бюджетных средств у водных организаций всех без исключения государств региона привели к почти аварийному положению крупных, некогда входивших в единую систему водных объектов: водохранилищ, каналов, насосных станций. Износ технических средств по наблюдение, контролю и распределению водных ресурсов в межгосударственных и особо крупных водных объектах очень высок.

Отсутствует единая и согласованная политика ведения сельского хозяйства в регионе. Каждое государство старается увеличить орошаемые площади, старается прихватить пока свободные водные ресурсы. За последний 5 лет площадь орошаемых земель в Центрально-Азиатском регионе увеличилась на 7%(2). Это очень большая цифра, если сравнить ее со свободными водными ресурсами.

Даже в советское время основная прибыль семейного бюджета средней центрально-азиатской семьи поступала от частных земельных наделов. А сейчас от обработки этих наделов формируется почти 90% семейного бюджета сельской семьи. Эти земельные участки кормят многочисленную, пока увеличивающуюся семью. Поэтому сокращение ресурсов или дефицит воды в первую очередь бьет по малоимущим слоям населения региона. Большинство орошаемых районов в регионе соседствуют - и могут быть источниками конфликтов, так как соседи делят воду одних и тех же водных систем.

Вышеперечисленные причины убеждают в возможности возникновения водных конфликтов в регионе. Существует несколько так называемых "горячих точек", возможных очагов водных конфликтов:

Энергетическое или ирригационное использование воды р. Нарын, Токтагульское водохранилище. В советское время вся система реки Сырдарья служила обеспечению водными ресурсами орошаемых земель Узбекистана и Казахстана. Такое положение теперь не может устраивать Киргизию, на территории которой формируется 40% всех водных ресурсов региона, которая к тому же обделена минеральными и энергетическими ресурсами. В прошлом году Киргизия начала использовать систему для гидроэнергетических целей, для получения дешевой электроэнергии. Но сама система была ориентирована на ирригационные нагрузки, т. е. пик водопользования приходился на вегетационный (весенне-летний) период. Благополучие около 15 миллионов населения и водообеспечение более 1.5 миллионов га земель зависят от водных ресурсов этой системы. Но энергетический режим требует увеличения водопользования в зимний период. В результате неготовности принять в зимний период большой объем воды 120 тыс. га земель на территории Узбекистана (пастбища и орошаемые земли) были затоплены. Средства массовой информации в Узбекистане и Казахстане начали очень негативно освещать это событие. В будущем эта проблема может вызвать серьезное ухудшение отношений между этими тремя странами. Возможно также возникновение конфликтов, связанных с распределением воды в Ферганской долине, и объясняемых общностью водных систем государств региона (Узбекистан, Киргизия, Таджикистан)

Раздел воды р. Амударья между Узбекистаном и Туркменистаном. Принцип разделения здесь - 40% на 40%, тогда как в бассейне р. Амударья с узбекской стороны проживает около 14 миллионов населения, а с туркменской стороны - 4 миллиона. Кроме того, после обретения независимости Туркменистан построил Туркменский канал по отводу своей доли от Туямуюнского водохранилища. Это создало серьезные проблемы для водной системы некоторых районов Хорезмской области, которые были построены для транспортировки больших объемов воды.

Со стороны Таджикистана возможно требование увеличения отбора воды из р.Заравшан, которая обеспечивает Самаркандский регион Узбекистана и не имеет не освоенных свободных водных ресурсов.

История водного хозяйства Центральной Азии

Центральная Азия, особенно междуречье (Амударьи и Сырдарьи) считается древнейшим очагом цивилизации, культуры и орошаемого земледелия. Еще в 6-7 веке нашей эры арабы, завоевавшие регион, назвали его "садом халифа правоверных", потому что почти 50 % земель региона в тот момент состояли из садов и виноградников(3). На протяжении всей истории жители Центральной Азии наряду с орошаемым земледелием занимались и пастбищным животноводством, садоводством и т.п, это позволяло дать отдых орошаемым землям на протяжении 5-7 лет. В то время уже было известно, что природные условия Центральной Азии неблагоприятны для длительного орошения, впоследствии земли выходят из сельскохозяйственного использования из-за естественной не дренированности большей части территории. Сегодня на территории региона более 2 миллионов га земель, занятых в прошлом под орошение и постепенно превратившихся в солончаки.

Водохозяйственная история Центрально-Азиатского региона четко разделяется на 4 этапа:
1-ый: развитие водного хозяйства до захвата региона Россией, в основном народным способом, путем привлечения населения на строительные и восстановительные работы.
2-ой: инженерное строительство и переустройство водохозяйственных сооружений и систем. Создание единой водохозяйственной системы региона.
3-ий: усложнение водохозяйственных условий и экологических проблем из-за экстенсивного развития сельского хозяйства в 50-80-е годы XX столетия.
4-ый: переходный этап от единой водохозяйственной системы к национальным водохозяйственным системам. Этап возможных водных конфликтов.

История водного хозяйства региона - это многовековая борьба земледельцев за воду, тесно переплетавшаяся с социально-политической и культурно-экономической историей народов Центральной Азии. Еще в далеком прошлом земледельцы региона в результате длительного наблюдения за режимом рек хорошо изучили периоды спада и подъема уровня воды в реках. Существовал календарь паводков крупных рек: Амударьи, Сырдарьи и р. Заравшан, имелся календарь ежегодных паводков рек, где очень точно были показаны приметы, время и продолжительность происходящих в стоке реки изменений.

Для управления водными ресурсами земледельцы региона построили специальные водохозяйственные объекты. На территории Узбекистана, Южного Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и Киргизии обнаружены остатки маленьких водохранилищ, каналов и дамб для сбора воды в сухие и безводные годы. Для решения проблемы нехватки воды в среднем течении р. Амударья в начале XIX века великий мыслитель и ученый А.Дониш предложил идею строительства канала с водозабором из р. Амударья и представил схему будущего канала. Он предсказал, что одной из причин завоевания Туркестана врагами может быть нехватка или перекрытие воды р.Заравшан, что и было подтверждено действиями царской России через некоторое время. В прошлой истории водного хозяйства региона очень много поучительного, особенно принцип деления водных ресурсов, корректное ведение сельского хозяйства, с учетом водности года.

Возможности предотвращения водных конфликтов

Как обеспечить устойчивость в использовании водных ресурсов в Центрально-Азиатском регионе? Какие первоочередные задачи необходимо решить для такой устойчивости? Анализ возможных причин возникновения водных проблем дает ответ на эти вопросы:

Первое: государства региона, на основе накопленного международного опыта по делению трансграничных водных ресурсов (бассейны рек Меконг, Иордан, Ла-Гранд и т.д) и с учетом исторического опыта региона, должны подписать "Водный пакт Центральной Азии" с четким изложением принципов разделения единых водных ресурсов. Существует 4 принципа разделения единых водных ресурсов: исторический, демографический, социально-экономический и "захватнический". Более подходящим для Центральной Азии, соответствующим и менталитету, и накопленному историческому опыту принципом вододеления является исторический и демографический. Иначе говоря, доля каждого государства определяется количеством населения, а также той роли, которую государство играет в формировании водных ресурсов. Без такого пакта решение водной проблемы невозможно, ибо беззаконие всегда приводит к насилию и самовольному использованию ограниченных ресурсов.

Второе: создание максимальных возможностей кооперации водных институтов региона. Вместо создания новых межгосударственных единиц лучше было бы улучшить совместную работу национальных институтов. В ситуации, когда каждая из стран региона хочет подтвердить свою независимость, создание наднациональных институтов никаких реальных результатов не даст.

Третье: создание сельскохозяйственной кооперации в регионе, профилирование определенных частей региона по отдельным направлениям сельского хозяйства. Такая кооперация, в отличие от советской кооперации, должна опираться на рыночные механизмы, а не на идеологические. Эта даст возможность существенно сократить водопользование.

Четвертое: при создании Центрально-Азиатского Банка Развития предусмотреть финансирование ремонта и эксплуатации единой водной системы региона. Поступления в Банк для этой цели могут быть получены за счет поэтапного введения платы за водопользования и ирригацию.

Пятое: создание рыночных механизмов вододеления путем создания водного банка Центрально-Азиатского региона. Каждая страна региона по "водному пакту" должна иметь определенную долю от общих водных ресурсов и возможность продавать неиспользуемую часть своей водной доли по установленному тарифу другому участнику "водного пакта".


Примечания:

  1. См.: Андрей Грозин. Грядет война кетменей. Республика, 13 июля, 2000 г.
  2. Мирзаев С.Ш. Перспективы развития водного хозяйства в Центральной Азии. Научные труды ТИИИМСХ, 1999 г.
  3. См.: Я. Гуломов. Из истории ирригации Центральной Азии. Ташкент, Фан, 1985 г.
 
К началу страницыНа первую страницуКарта сайтаКонтакт
109028 Москва
Российская Федерация
Хохловский переулок, д. 13, стр. 1, 1 этаж
тел.  +7 (495) 956-09-78
факс +7 (495) 956-09-77
email: irexmos@irex.ru
  © Copyright 2005 IREX/Russia
Hosted at freenet.ru®
Powered by oocms