IREX Совет по международным исследованиям и обменам
Про АЙРЕКС Программы Пресс-центр Выпускникам
 
 
 
«Полемика»
 
 
 
 
 
«Полемика», выпуск 3
Сьюзан Пелтон. Семинар "Предкризисное состояние Российской системы образования..."
А. Н. Кулик. Политическое образование и перспективы консолидации демократии в России
А. Л. Бондаренко. Надежды Томских университетов в зеркале кризиса Российской экономики
И. Л. Ручинская. Антикризисная политика правительства и высшее образование России
Т. Ю. Ковалева. Использование Policy Exercises для помощи руководителям...
Т. Ю. Ковалева, С. И. Файбушевич.Особенности образования взрослых в бизнес-обучении
Г. И. Шатон. Теоретический анализ проблемы управления образовательными системами
Л. П. Ковалева. Бурятский государственный университет - университет нового типа
Н. Алхазов. Изучение английского и американская учеба: как сделать их средствами общения
АЙРЕКС / Пресс-центр / Публикации / Электронный журнал «Полемика» / Выпуск 3 / Особенности образования взрослых в бизнес-обучении

Особенности образования взрослых в бизнес-обучении

Ковалева Т. Ю.,
Файбушевич С. И.

Построение рыночной экономики потребовало большого количества специалистов в области менеджмента, маркетинга, финансов, ценных бумаг и т.д., до этого не готовившихся в стране. Поэтому специалисты разного профиля (инженеры, учителеля, врачи и т.д.) столкнулись с необходимостью получить знания в специализированных областях бизнес-обучения для того, чтобы открыть свое дело или иметь возможность получить хорошо оплачиваемую работу.

Как ответ на этот запрос на рынке образовательных услуг появилось большое количество различных курсов, школ, институтов, предлагающих получить те или иные формы бизнес-образование за срок от 1 мес. до 2 лет. Часть курсов, бизнес-школ была создана западными образовательными учреждениями на гранты от Европейского сообщества или Американского правительства. Другая часть была создана российскими высшими учебными заведениями и институтами повышения квалификации. Появились и различные курсы, организованные предприимчивыми людьми.

В деятельности всех этих учебных заведений проявились две крайние тенденции. С одной стороны, бизнес-школы, имеющие доступ к западным методикам обучения, использовали их без адаптации к российским условиям. В лучшем случае такой подход оказывался эффективным при подготовке специалистов для западных фирм и совместных предприятий. Но, зачастую, преподаваемые методы управления, бухгалтерского учета и др. входили в противоречие с существующей в России практикой управления. С другой стороны, поскольку в Советском Союзе не существовало обучения управлению работой предприятия в рыночных условиях, учебные планы, материалы для преподавания чаще всего набирались случайным образом из наспех-переведенных книг с использованием принятых в высших учебных заведениях методик преподавания, которые грешили академизмом и были ориентированные прежде всего на студентов без учета специфики обучения взрослых.

В то же время слушателями программ бизнес-обучения, как правило, являются люди от 25 до 45 лет и более, уже имеющие определенные достижения в своей прежней профессиональной работе и поэтому обучать их теми же методами, которыми обучают школьников и студентов невозможно. В чем же состоят , на наш взгляд, особенности, которые необходимо учитывать при организации бизнес-обучения? Во-первых, взрослые люди, приступая к обучению, задают себе вопрос " какую практическую пользу мне принесет это обучение?". Они знают цену времени и сопостовляют получаемые знания со стоимостью курса и потраченным временем.

Кроме того, у многих взрослых, приступающих к обучению, сохранились негативные воспоминания о прежних формах обучения в школе и в институте. Необходимо принять во внимание и то, что возможность механического запоминания материала у взрослых ухудшается с возрастом, а также тот факт, что очень часто человеку, имеющему высокий профессиональный статус трудно принять роль ученика, предполагающую, что он знает далеко не все и ставящую его в зависимость от преподавателя. Как эти обстоятельства можно учесть при организации процесса бизнес-обучения для взрослых? Начинать обучение имеет смысл с выяснения у слушателей ожиданиий, с которыми они пришли на учебу.

Во вторых, необходимо четко обрисовать из чего будет состоять курс и какое практическое применение может получить тот или иной раздел курса.

Кроме того, в самом построении курса нужно по-возможности сократить объем лекционных занятий, чаще используя активные методы обучения, такие кейсы, деловые, ролевые и имитационные игры. Если же все-таки какой-то материал предполагает использование лекций, проводиться они должны в интерактивном режиме с максимальном вовлечением слушателей. Для того, чтобы облегчить запомнинание большого объема учебного материала на занятиях, необходимо максимально использовать раздаточный материал, слайды и другие формы наглядного отображения информации. Как отмечалось выше, у взрослых людей может возникать сопротивление процессу обучения. Чаще всего оно проявляется в определенных типах поведения. Отметим некоторые из них. "Сверх-активный": характерной чертой этого типа обучающихся является активное участие в учебном процессе, однако смысл этой активности сводится к желанию обратить на себя внимание и подчеркнуть свои преимущества (явные и мнимые).

Второй тип- "скептик". Это человек заранее уверен, что ничего нового и полезного он не получит и сопровождает свое убеждения соответствующими высказываниями. "Остряк" - развидность "сверх-активного", форма обращения на себя внимания - шутки и остроты, отпускаемые чаще всего не к месту. "Примерный ученик". Это человек, который все послушно записывает и старается выучить, однако чаще всего редко использует полученные знания на практике. "Вечный ученик". Человек, у которого существует потребность постоянно чему-то учиться. Для таких людей не так важно в какой мере они смогут использовать получаемые знания, гораздо важнее какое удовольствие они получают от процесса обучения.

Эти типы сопротивления лучше всего снимаются использованием имитационно-ролевых игр. Одной из игр такого типа, используемых нами в качестве первого занятия в курсе "Маркетинга" является игра "Год жизни фирмы". В ходе игры слушатели становятся владельцами 5 частных фирм, которые одновременно выходят на рынок в равных условиях с одним и тем же продуктом (т.е. являются прямыми конкурентами).

В игре моделируется год жизни фирмы на рынке. При этом каждый месяц руководители принимают решения относительно объемов производства, отпускной цены продукции, затрат на рекламу, исследования, модернизацию производства. Результат деятельности определяется на основе анализа решений всех фирм, базируясь на законах изменения спроса и поведении конкурентов. В течении 2 часов игра позволяет получить наглядное представление о совокупности факторов, влияющих на эффективность работы предприятия в условиях жесткой конкуренции. Многократное проведение этой игры с начинающими предпринимателями показало, что она позволяет уменьшить сопротивление обучению, переводя слушателя из пассивной формы ученика в роль активно действующего участника событий. Так, в частности, в игре активность слушателя, демонстрирующего поведение типа описанного нами как "сверх-активного" может оказаться конструктивной благодаря четкой структуре деятельности и необходимости принимать самостоятельные решения, а не просто высказываться по разным поводам. Особенно хорошо игра воздействует на скептика, поскольку дает возможность проверить имеющиеся знания в действии и, как правило, независимо от личного успеха в игре возникает интерес с предмету. "Примерному ученику" игра позволяет убедиться, каким образом можно практически использовать знания, которые будут получены в процессе обучения.

Игры и другие формы активного обучения лучше всего действуют, когда они максимально конкретно отражают реальную ситуацию. Особенно эффективно использование имитационных игр при внутрифирменном обучении, когда игра разрабатывается на материале фирмы и позволяет, кроме обучающего эффекта, получить возможность проиграть разные варианты управленческого решения и просмотреть их последствия.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что перспективы бизнес-обучения в России, на наш взгляд, будут самым тесным образом связаны с реализацией двух тенденций: максимального учета специфики деятельности российских фирм в учебных программах и максимального учета специфики взрослой аудитории.

Ковалева Т.Ю, Файбушевич С.И. к.э.н.,
консультанты с области развития организаций

 

 
К началу страницыНа первую страницуКарта сайтаКонтакт
109028 Москва
Российская Федерация
Хохловский переулок, д. 13, стр. 1, 1 этаж
тел.  +7 (495) 956-09-78
факс +7 (495) 956-09-77
email: irexmos@irex.ru
  © Copyright 2005 IREX/Russia
Hosted at freenet.ru®
Powered by oocms