IREX Совет по международным исследованиям и обменам
Про АЙРЕКС Программы Пресс-центр Выпускникам
 
 
 
«Полемика»
 
 
 
 
 
«Полемика», выпуск 3
Сьюзан Пелтон. Семинар "Предкризисное состояние Российской системы образования..."
А. Н. Кулик. Политическое образование и перспективы консолидации демократии в России
А. Л. Бондаренко. Надежды Томских университетов в зеркале кризиса Российской экономики
И. Л. Ручинская. Антикризисная политика правительства и высшее образование России
Т. Ю. Ковалева. Использование Policy Exercises для помощи руководителям...
Т. Ю. Ковалева, С. И. Файбушевич.Особенности образования взрослых в бизнес-обучении
Г. И. Шатон. Теоретический анализ проблемы управления образовательными системами
Л. П. Ковалева. Бурятский государственный университет - университет нового типа
Н. Алхазов. Изучение английского и американская учеба: как сделать их средствами общения
АЙРЕКС / Пресс-центр / Публикации / Электронный журнал «Полемика» / Выпуск 3 / Использование Policy Exercises для помощи руководителям в принятии стратегических решений

Использование Policy Exercises для помощи руководителям в принятии стратегических решений

Т. Ю. Ковалева
CI 1998

Конец двадцатого века характеризуется резким возрастанием сложности проблем, с которыми сталкивается человек, принимающий решения. Неопределенность и амбивалентность информации о происходящих процессах, недостаточность и неадекватность знаний о функционировании социальной, политической и экономической систем требуют новых навыков от руководителя и новых подходов к процессу принятия решений.

Принятие стратегических решений o развитии предприятия требует системного подхода с анализом экономической ситуации в регионе, маркетинговых факторов, возможностей самой компании, юридического и финансового обеспечения. Качественный анализ всех этих факторов требует длительного времени и значительных денежных затрат. Ни того, ни другого у предприятий, как правило, нет.

Кроме того, проблемы развития представляют собой нечто большее, чем простое соединение причинно-следственных цепочек или их компонентов. Они характеризуются неопределенностью положения в настоящем, неточностью доступной информации, множеством факторов, влияющих на результат в будущем, и невозможностью их учесть, а также субьективными приоритетами людей, принимающих решение.

Разработкой методик и средств помощи руководителям при принятии решений занимается большое количество специалистов и целые институты. Их усилия можно условно разделить на две большие группы разработок.

Первая группа использует достижения прикладной математики, операционных исследований и информационных технологий, создавая формальные модели и алгоритмы процессов. Применение этих техник в ряде случаев эффективно. В то же время это направление критикуют за излишнее упрощение и за большще внимание к процедурам и процессам, которые легче поддаются количественному описанию. Вторая группа техник пришла из когнитивной и социальной психологии и полагается на интуицию, креативность, групповое обсуждение и эффективную коммуникацию как путь к формулированию стратегических решений. Ограничения этих методов связаны с субъективизмом, необходимостью полагаться на неполные ментальные модели ситуации, недостаточностью использования экспертных данных.

Напрашивается необходимость совместить эти два подхода и использовать коммуникативные возможности групповых техник с преимуществами аналитического подхода.

Попыткой решения этой непростой задачи и является разработанная профессором Мичиганского университета Ричардом Дьюком (Richard Duke) методика создания Policy Exercises, которые являются по своей сути имитационными играми (ИИ). На русский язык Policy Exercises можно перевести как "упражнения по выработке политики организации".

Имитационный компонент является оперативной моделью реальной системы, а динамическая модель поведения системы создается людьми, принимающими участие в игре. Policy Exercises относятся к разряду свободных, или открытых, игр, в которых не существует "правильной" модели поведения и нет жестких правил и систем подсчета, которые ограничивают возможности игроков по принятию решений. Ближе всего это направление, видимо, к известным в России орг-деятельностным играм (ОДИ), методология которых разработана Щедровицким Г.П. и его последователями.

Разработка Policy Exercises предполагает выполнение ряда шагов.

  1. Определение проблемы. При создании имитационной игры по принятию стратегических решений для нужд конкретной компании формулировка проблемы может относиться к одной из 3-х категорий:
    • ИИ для анализа ситуации до принятия решения,
    • ИИ для организации процесса принятия решений,
    • ИИ с целью распространения существа будущих изменений в среде непосредственных исполнителей.

    Формулировка проблемы отрабатывается тщательно вместе с клиентом и является основным документом, подтверждающим понимание проблематики с обеих сторон.

  2. Определение системы. Предприятие, компания при разработке игры рассматриваются как открытая система, находящаяся под воздействием внешних факторов.

    Это этап сбора максимально полной информации о системе и ее обработки с использованием аналитических процедур с целью создания общего представления о проблеме, включая основных действующих лиц, воздействующие переменные, связи, модели и т.д.

  3. Демонстрация системы. Целью демонстрации системы клиенту является синтез конфликтующих частей общей картины в интегральную и ясную модель, которую можно легко описать и обсудить.
  4. Создание матрицы игровых элементов. Этот шаг требует разработки элементов ИИ, в которых отражаются системные компоненты. Общая концепция переводится на язык игровых символов.
  5. Выбор и просмотр игрового формата. Этот шаг определяет формат или стиль, посредством которого ИИ будет представлена участникам. ИИ может быть легкой, динамичной, эмоциональной или очень ученой, математизированной, включающей в себя значительный аналитический компонент. Целью этого этапа является создание формата, который был бы уместен и приятен для конкретных игроков.
  6. Построение игры. Написание игры, по признанию всех разработчиков, - это наполовину искусство, наполовину наука. Процесс следует определенной логике, в то же время неожиданность ситуаций и игровых ходов -важное условие хорошей ИИ.
  7. Использование игры и отслеживание результатов. Policy Exercises, как правило, играются в компании не один раз. Создавая структурированную среду, которая имитирует взаимосвязь основных действующих компонентов системы "компания/организация-внешняя среда", ИИ позволяет просмотреть последствия альтернативных решений с учетом объективных ограничений, взаимозависимостей и субъективных приоритетов команды менеджеров.

Приведем некоторые примеры использования Policy Exercises для помощи компаниям/ организациям в принятии стратегических решений:

Разработанная для крупной фармацевтической компании "Upjohn Company" ИИ помогла ответить на вопрос, стоит ли компании расширять производство лекарственных препаратов в Европе, и, если ответ положительный, в какой степени и где конкретно.

ИИ "SOVOV" разработана для профессиональной консалтинговой организации в Нидерландах с целью разработать новую политику подготовки медицинских сестер в рамках национальной программы здравоохранения.

ИИ для корпорации железных дорог Conrail в США помогла разработать стратегический план выхода из кризиса, в котором корпорация оказалась после ее денационализации.

Направление разработки открытых имитационных игр для помощи компаниям в принятии решений доказали свою эффективность в США, странах Европы, и в настоящее время это направление бурно развивается в Японии.

Хочется надеяться, что и в России этот эффективный метод консультирования, обучения и помощи в реализации решений найдет своих последователей и заказчиков.

Ковалева Т.Ю.
консультант по развитию организаций.
 
К началу страницыНа первую страницуКарта сайтаКонтакт
109028 Москва
Российская Федерация
Хохловский переулок, д. 13, стр. 1, 1 этаж
тел.  +7 (495) 956-09-78
факс +7 (495) 956-09-77
email: irexmos@irex.ru
  © Copyright 2005 IREX/Russia
Hosted at freenet.ru®
Powered by oocms