IREX Совет по международным исследованиям и обменам
Про АЙРЕКС Программы Пресс-центр Выпускникам
 
 
 
«Полемика»
 
 
 
 
 
«Полемика», выпуск 16
А. Ф. Миронычев. Валютный курс рубля и источники экономического роста...
Д. М. Пашкин. Китайско-Центрально-Азиатские отношения в XXI веке
В. М. Данильченко. Образование нового времени
О. Н. Григорьева. Черным по белому (Закон в зеркале СМИ)
К. С. Кинцурашвили. Американский абстрактный экспрессионизм...
О. В. Митина. Об одном способе проводить кросс-культурные исследования
Ранняя помощь: Надежда для "безнадежных" (Программа АРО)
А. Г. Ермолаева. Нижегородский Женский Кризисный Центр
АЙРЕКС / Пресс-центр / Публикации / Электронный журнал «Полемика» / Выпуск 16 / Об одном способе проводить кросс-культурные исследования

Об одном способе проводить кросс-культурные исследования

О. В. Митина,
ст. научн. сотрудник факультета психологии МГУ,
Выпускница программы «Актуальные вопросы современности» (CI) - 1996 и
«Программы для региональных исследователей» (RSEP) - 2003

В данной статье рассказывается о виртуальной Лаборатории, ведущей кросс-культурные психологические исследования во многих странах мира, а также об экспериментальном исследовании профессиональных, семейных, мотивационных, ценностных и гендерных представлений москвичей, проведенном в рамках этой Лаборатории.

Ученые, занимающиеся экспериментальными исследованиями в различных социальных и гуманитарных науках (будь то психологи, социологи, антропологи, политологи – перечислять можно долго) знают, как важен кросс-культурный сопоставительный анализ. Такие сопоставления позволяют выделять и различать детерминанты, присущие той или иной культуре или обусловленные иными факторами – полом, возрастом, уровнем образования, социальным положением, определенными личностными качествами.

Технология такого сравнения достаточна проста: по одному и тому же опроснику (являющемуся основным инструментом сбора данных в социальных исследованиях) опрашиваются две выборки, принадлежащие к разным культурам (например, жители разных стран), равнозначные по всем остальным параметрам, которые с точки зрения исследователя также могут влиять на результат опроса. Респондентами могут быть студенты столичных университетов или мужчины и женщины от 20 до 65 лет в равной пропорции и т.д. Если простейшая статистическая сопоставительная процедура, доступная любому студенту третьекурснику, показывает значимое различие по двум выборкам, можно сделать вывод о том, что факт принадлежности к той или иной культуре, проживание в той или иной стране действительно важно при изучении исследуемого феномена. Если различия статистически незначимы, следует обратить внимание на иные социальные, психологические, демографические различия.

Однако процедуры эти достаточно трудоемки. Прежде всего, нужно перевести опросник с одного языка на другой. Причем не просто перевести, а осуществить еще и так называемый обратный перевод, предполагающий перевод перевода на язык оригинала с целью сопоставления исходного опросника и перевода, дабы сохранить не только основное содержание, но и семантические нюансы, которые бывают крайне важными при формулировании вопросов. Дальше нужно подобрать сопоставимые выборки, их опросить и провести анализ.

Как правило, для финансирования подобных исследований ученые запрашивают крупные гранты и реализуют свою исследовательскую мечту только в случае успешного решения грантодателя. Однако есть и иные пути.

По одному из них пошла американская исследовательница, профессор Питсбургского университета Айрен Фриз (IreneFreeze). Она составила комплексный социально-психологический опросник, состоящий из более чем 20 шкал, включающих в себя в общей сложности две с половиной сотни вопросов. Эти шкалы покрывают самые разные аспекты социального функционирования личности. Тут и мотивация профессиональной деятельности, и отношение к распределению ролей в семье, ценностные ориентации (более подробно см. таблицу). Апробировав и валидизировав опросник на американской выборке, Фриз поместила его на свой сайт в Интернете и пригласила коллег со всего мира использовать этот опросник целиком или частично, выбирая интересующие шкалы, в своих исследованиях. Собрав данные, ученый может оставить их при себе, а может вступить в Виртуальную Научно-исследовательскую лабораторию под руководством Фриз. «Вступительным взносом» здесь как раз служат собранные данные. Каждый «сотрудник» Лаборатории имеет возможность использовать для своих исследований интересующие его данные из общего Банка данных. Условие одно – тот коллега, данные которого используются, автоматически становится соавтором публикации. Как видите, все просто. Финансовых затрат на организацию сбора данных при этом не требуется. Исследователями движет только научный интерес. Широкий спектр тем позволяет большому числу психологов и социологов найти что-то свое, осуществить перевод на родной язык в рамках собственной исследовательской темы в своем «реальном» научном учреждении и опросить нужную выборку своих соотечественников.

А в результате мало-помалу растет банк данных. На протяжении более чем десяти лет в него, кроме американских данных, вошли данные из Словении, Хорватии, Албании, Болгарии, Чехии, Польши, Венгрии, России, Литвы, Германии, Норвегии, опубликовано множество статей и представлены доклады на различных конференциях. Более полную информацию об исследовании, библиографию статей, а также англоязычный вариант опросника можно найти на сайте www.pitt.edu/~frieze

В данной статье мы приведем результаты собственного исследования с использованием Опросника Фриз. Цель здесь скорее иллюстративная – дать читателю представление о составе шкал этого опросника. Поэтому полную психологическую интерпретацию полученных результатов из экономии пространства публикации мы опустим.

Описание выборки. В исследовании приняли участие студенты московских вузов, обучающиеся на двух принципиально различных потоках. Первую группу составили «обычные» студенты 2-ого курса, поступившие в вузы сразу после окончания школы или вскоре после нее, т.е. получающие первое высшее образование. Возраст респондентов этой группы не превосходит 20 лет. Общее число участников – 126. Вторую группу составили люди, уже успевшие ранее получить одно высшее образование, но теперь решившие переменить свою специальность и вновь севшие за студенческую скамью. Все респонденты этой группы были старше 30 лет. Их общее число – 110 человек.

В обеих группах есть респонденты мужского и женского пола. Исследование проводилось в 2000 году.

Все вопросы представляют собой утверждения, и от респондентов требовалось высказывать степень своего согласия или несогласия по пятибалльной системе: (от абсолютного несогласия (1 балл) до абсолютного согласия (5 баллов)).

На наш взгляд, респонденты из разных групп отличались не только возрастом – эти различия, связанные с разницей поколений, имеют место в любой стране. Но можно сказать, что детство респондентов этих двух групп проходило в «разных» странах – в СССР и постперестроечной России. С другой стороны, можно говорить о том, что люди, пришедшие за вторым дипломом, в значительной степени характеризуются достиженческими амбициями и ориентацией на карьеру. Про более молодых участников опроса такого вывода сделать нельзя (хотя обратный выбор тоже был бы ошибочен – косвенного дополнительного исследования этой характеристики не проводилось). В Таблице 1 приводится список шкал, средний балл и стандартное отклонение по всей выборке из 236 человек. Там, где были получены значимые различия (сравнения проводились по двум критериям – по полу и по принадлежности к тому или иному потоку студентов – первое/второе высшее образование), этот факт специально указан с приведением среднего по каждой подвыборке.

Таблица 1. Сводные результаты данных по опроснику Фриз, полученные на российской выборке в 2000 году.

НАЗВАНИЯ ШКАЛ

Среднее

Стд.отклонение

Шкала мотивации достижения (Spence & Helmereich): ориентация на
Работу                                                                        

3,824

0,583

Шкала мотивации достижения: ориентация на мастерство

3,816

0,523

Шкала мотивации достижения: соревновательная ориентация

3,728

0,477

Шкала мотивации власти (Frieze & Schmidt): Лидерство* (3.39/3.12)

3,256

0,712

Шкала мотивации власти: Желание быть в центре внимания

3,285

0,499

Шкала мотивации власти: Желание помогать другим

3,349

0,581

Шкала самооценки (Rosenberg)

3,605

0,535

Шкала мотивации аффилиации (Mehrabian)

3,242

0,357

Шкала мотивации близости (Frieze & Schmidt)* (3.65/3.81)

3,732

0,495

Шкала маскулинности (мачо)* (3.23/3.07)

3,146

0,398

Отношение к абортам: Прерывание беременности на раннем сроке должно быть юридически законным правом женщины

3,636

0,965

Шкала патриархального отношения к женщинам (Spence & Helmreich)* (2.75/2.39)

2,562

0,494

Традиционное отношение к гендерно-ролевым нормам* (2.59/2.39)

2,492

0,465

Положительное отношение к неосексизму* (3.60/3.35)

3,473

0,462

Положительное отношение к сексизму* (3.17/2.85)

3,007

0,582

Пессимистичный взгляд на соблюдение законов в обществе

2,927

0,606

Отношение к национализму:  Каждый, кто живет и работает в нашей стране, имеет право на гражданство.

3,106

1,057

Позитивное отношение к социализму/коммунизму

3,015

0,476

Важность базисных ценностей

 

 

1. Деньги

3,953

0,811

2. Музыка

3,767

0,846

3. Образование

4,208

0,843

4. Хорошая еда и питье

3,750

0,856

5. Демократия

3,487

0,970

6. Приятное времяпрепровождение

3,750

0,890

7. Религия

3,025

1,064

8. Политика

3,030

1,105

9. Любовь

4,301

0,879

10. Чистая окружающая среда

4,131

0,853

11. Здоровье

4,343

0,823

12. Родина

3,678

0,949

13. Спорт

3,466

0,882

14. Честность

4,034

0,855

15. Мир

4,186

0,949

16. Церковь** (2.83/3.35)

2,894

1,092

17. Свобода

4,212

0,864

18. Надежда

4,068

0,858

19. Равенство

3,538

0,986

20. Работа

4,157

0,718

21. Дружеские отношения

4,284

0,726

КАКОГО РОДА РАБОТУ ВЫ ХОТИТЕ НАЙТИ, КОГДА ПОЛУЧИТЕ ДИПЛОМ?

 

 

1.   После окончания учебы мне важно сделать карьеру, а не просто работать.

3,441

1,088

2.   Мне важно получить признание в той области, где я работаю.

3,729

0,933

3.   Мне важно стать одним из лучших специалистов в той области, где я работаю.

3,653

0,997

4.   Я хочу получить такую работу, которая позволит мне помогать другим.* (3.48/3.89)

3,695

0,904

5.   Я хочу получить хорошо оплачиваемую работу.

4,174

0,899

6.   Идеальная работа для меня такая, которая позволила бы мне гибко планировать время присутствия на рабочем месте и решать, что делать каждый день.

3,949

0,997

7.   Моя карьера, вероятно, потребует работать сверхурочно и ездить в командировки.

3,352

1,047

8.   Я думаю, что мне придется покинуть этот район страны, чтобы получить работу после окончания учебы.

2,386

1,019

9.   Для меня важно, чтобы моя работа позволяла мне массу времени проводить вместе с семьей.

3,322

0,971

10.   Иметь работу, которая требовала бы от меня взаимодействия с другими людьми.

3,597

0,847

11.   Чтобы мне было позволено самому решать, как надо делать мою работу.

3,945

0,826

12.   Иметь работу, где задачи имеют ясное начало и конец.

3,614

0,855

13.   Иметь работу, которая бы позволила мне использовать разнообразие моих способностей и навыков.

3,890

0,818

14.   Чтобы результаты моей работы значительно влияли на жизнь или благополучие других людей.

3,534

0,872

15.   Наличие руководителей или коллег, оценивающих, насколько хорошо я справляюсь со своей работой.

3,212

0,930

16.   Наличие такой карьеры, где работа сама позволяет оценить мои результаты (помимо какой бы то ни было оценки со стороны коллег по работе или начальства.

3,682

0,858

17.   Иметь такую работу, где я могу заслужить глубокое уважение со стороны моего начальника.

3,081

0,903

18.   Иметь работу, где я могу добиться хорошего результата, даже если остальные работают лучше меня.

3,407

0,873

19. Иметь работу, где люди, с которыми я вместе работаю, – мои друзья.

3,364

1,004

20. Планировать и решать, что должны делать другие люди.* (3.26/2.96)

3,106

0,914

21. Скорее работать независимо, чем в сотрудничестве с другими.

3,178

0,964

Ожидания трудностей профессиональной самореализации

2,736

0,573

1.   Наличие детей укрепляет супружество.

3,453

1,003

2.   Почти невозможно быть хорошим родителем и иметь работу, требующую много сил и времени.

2,822

1,085

3.   Иметь двух или более детей гораздо труднее, чем иметь одного ребенка.

3,284

1,064

4.   Семейные пары счастливее, если у них нет детей.

2,153

0,964

5.   Заботиться о ведении домашнего хозяйства очень трудно, это вполне можно считать работой на полный рабочий день.

3,309

1,024

6.    Практически невозможно иметь работу, требующую много сил и времени, и быть хорошей матерью одновременно.

3,131

1,046

7.   Практически невозможно иметь работу, требующую много сил и времени, и быть хорошим отцом одновременно.

2,831

1,013

Предпочтение ценностей семейной жизни ценностям работы (Вопросы Мичиганского университета)

3,135

0,482

Ориентация на семью (Misra, Ghosh & Kanungo)

3,025

0,601

Ориентация на работу (Kanungo)

2,780

0,545

Диапазон оценок от 1 до 5; * - отмечены значимые различия между мужчинами /женщинами;** - отмечены значимые различия между более молодыми/более взрослыми респондентами

Результаты ответов свидетельствуют о том, что в среднем респонденты мотивированы на достижения по всем параметрам – ориентации на работу, когда при выполнении работы самое главное получить наилучший результат, полностью выложиться, проявить упорство, сделать что-нибудь лучше, чем раньше, постоянно совершенствоваться; ориентации на мастерство, выражающееся в стремлении делать дела, которые требуют умений высокого уровня, повышенного внимания и усилий, самому руководить деятельностью, приложить усилия, чтобы достичь успеха в задуманном, проявлять упорство и настойчивость, ориентации на соревнование; выражающееся в удовольствии от соревнования с другими людьми, будь то спорт или работа, в желании выполнять задания лучше других, а также в желании победить себя самого, улучшить результаты своей собственной предыдущей деятельности.

Значимой является также мотивация власти. Значимыми выше среднего оказались ответы по шкале самооценки.

Стоит отметить, что в среднем наши респонденты оказались настроены скорее оптимистично по отношению соблюдения законов в обществе, склонны доверять людям и видят себя субъектами общественной жизни.

Наиболее значимыми ценностями оказались любовь, здоровье и образование. Что ж, список вполне достойный. Остальные ценности, впрочем, тоже не отвергаются.

Как видно из таблицы, разницы между ответами респондентов разных поколений практически нет. Единственное различие в отношении к Церкви как к базисной ценности. Более взрослые респонденты в среднем отмечают Церковь в качестве своих приоритетов, в то время как у более молодых респондентов Церковь оказалась единственной базисной ценностью из общего списка, получившей средний балл менее 3 (что соответствует скорее отвержению, нежели принятию этой ценности). Вполне возможно, что более старшее поколение, детство и юность которого прошла в советское время, с крахом коммунистической идеологии потянулись к Церкви как носителю альтернативной идеологии. У молодежи такой потребности во внешней идеологии нет, поэтому и Церковь им не очень нужна. Но в целом наша первоначальная гипотеза о принципиальной разнице между позициями разных возрастных групп не подтвердилась. «Связь времен», может, и «порвалась», но не столь кардинально. И все мы: и те, кто воспитывался и вырос в советское время, и те, кто только что входит во взрослую жизнь – граждане одной страны, носители одной ментальности.

Гораздо значимее оказались гендерные различия. Хотя респонденты обоего пола в среднем имеют мотивом власти лидерство, мужчины все же проявляют себя большими лидерами, стремятся обладать властью над другими людьми. Они в большей степени готовы стать руководителями, им доставляет удовольствие планировать и решать, что должны делать другие люди, отдавать распоряжения и добиваться результата, держать под контролем окружающие события.

По шкале мотивации близости, также являющейся значимой для обоих полов, лидируют женщины. У них больше близких друзей, они больше уделяют времени общению и заботе о дорогих людях, обращают внимание на теплоту в общении. Женщины скорее доверяют людям, в случае необходимости легче полагаются на друзей, более открыты возникновению близких отношений.

Как и следовало ожидать, по шкале положительного отношения к традиционным проявлениям маскулинных качеств у мужчин и фемининных качеств у женщин респонденты мужчины опережают женщин, занимающих здесь нейтральную позицию. С точки зрения этих традиционных стереотипов мужчина является главой, защитником и кормильцем в семье. Мужчины также должны занимать более важные посты в профессиональной сфере. Главная задача женщины – воспитание детей и ведение дома.

В профессиональной сфере при выборе работы для женщины в большей степени важна возможность помощи другим людям, а для мужчин – возможность стать руководителем.

В заключение отметим, что интересующийся читатель может почерпнуть из таблицы гораздо больше, внимательно присмотревшись к цифрам. Кроме того, все российские исследователи, заинтересованные в подключении к работе Лаборатории Айрен Фриз, могут обращаться к автору за русской версией опросника.

 
К началу страницыНа первую страницуКарта сайтаКонтакт
101000 Москва
Российская Федерация
ул. Мясницкая, д.24/7, стр.3, 2 этаж
тел.  +7 (495) 956-09-78
факс +7 (495) 956-09-77
email: irex-russia@irex.ru
  © Copyright 2012 IREX/Russia
Hosted at netcare.ru®
Powered by oocms