IREX Совет по международным исследованиям и обменам
Про АЙРЕКС Программы Пресс-центр Выпускникам
 
 
 
«Полемика»
 
 
 
 
 
«Полемика», выпуск 9
А. Н. Кулик. Российская многопартийность: история болезни
Е. И. Долгих. Эмиграция из России
Р. Мусабеков. Азербайджан: эпоха Гейдара Алиева завершается
О. Н. Григорьева. Политический театр современной России (Взгляд филолога)
К. Н. Полянсий. Заметки экономиста
В. Промысловский. Российский ренессанс
З. М. Казачкова, В. А. Казачков. О легких рецептах российского возрождения...
Т. А. Шаклеина. Новая встреча российских и американских женщин...
М. К. Попова, В. В. Струков. Школа-семинар "Проблема национальной идентичности..."
Н. Петрова. Community Service Day
АЙРЕКС / Пресс-центр / Публикации / Электронный журнал «Полемика» / Выпуск 9 / Азербайджан: эпоха Гейдара Алиева завершается

Азербайджан: эпоха Гейдара Алиева завершается

Р. Мусабеков
Политолог

Для стран, переживающих сложный период общественной трансформации,  с неоформленными группами интересов, неустоявшимися государственными институтами и отсутствием демократических традиций смена высшего руководителя представляет чрезвычайно критический момент. Применительно к Азербайджану данный тезис представляется еще более значимым, с учетом того, что стабильность в стране и функционирование аппарата власти обеспечивается не институционально, а в значительной степени личностно, то есть авторитетом и мастерством президента Гейдара Алиева. Однако его преклонный возраст (близится к 80 годам), серьезные проблемы со здоровьем делают в высшей степени вероятным наступление в любой момент стойкой недееспособности главы государства. В этой связи важно оценить глубину возможного кризиса власти, способов его локализации и преодоления.

1.0. Правящая элита

1.1. Повышенная мнительность, свойственная старым людям, в особенности такому как Гейдар Алиев, прошедшему выучку КГБ и советского Политбюро, делает маловероятным заблаговременную подготовку им плана действий на случай собственной недееспособности. Нынешнее окружение президента Азербайджана состоит из абсолютно несамостоятельных людей. В соответствии с присущим Гейдару Алиеву стилем, между ключевыми членами его команды культивируется взаимная неприязнь и недоверие. Поэтому трудно ожидать от этих лиц смелости в плане заблаговременной подготовки к неожиданной смене главы государства. Они боятся обсуждать этот вопрос не то чтобы публично, но даже в узком кругу. Следовательно, руководящий эшелон, даже отдавая себе отчет в неизбежности скорого наступления так называемого дня 'Х', вряд ли окажется в достаточной степени готовым к переменам. Ход событий скорее всего будет определяться формально-правовыми механизмами и спонтанно складывающимся балансом сил в правящей элите. Многое будет зависеть от того, успеет ли Гейдар Алиев подготовить более прочные позиции для лица, рассматриваемого им в качестве преемника на президентском посту (судя по всему, это его сын Ильхам).

1.2. Подготовка общественного мнения и правящей элиты страны к тому, что высшая власть после Гейдара Алиева должна перейти к Ильхаму Алиеву, ведется вот уже несколько лет.  К должности первого вице-президента Государственной Нефтяной Компании (ГНК) и депутата Милли Меджлиса он накануне парламентских выборов 2000 года присовокупил пост заместителя председателя правящей партии 'Новый Азербайджан' (бессменным председателем партии со дня ее основания в начале 90-х годов является сам Гейдар Алиев). Именно Ильхам Алиев возглавил пропорциональный список партии на выборах. Однако вопреки официальным итогам выборов (по мнению независимых международных и местных наблюдателей их грубо и тотально фальсифицировали), принесшим победу партии 'Новый Азербайджан', дебют Ильхама Алиева в публичную политику оказалось разочаровывающим. Он исколесил страну, произносил перед населением, собранными по разнарядке глав местных администраций, бодрые речи, имитируя по совету заезжих имиджмейкеров жесты и ораторские приемы своего отца, терпеливо выслушивал верноподданнические слова поддержки и одобрения из уст заранее подготовленных лиц. Однако ничего, даже близко напоминающего отцовскую харизму, Ильхам продемонстрировать не смог. Незримо, но постоянно ощущалась пропасть в образе жизни, миропонимании, отделяющие  Алиева-младшего не только от  широких народных масс, но и от большей части правящей элиты. Временами даже казалось, что навязанная отцом и его окружением политическая роль нового лидера и преемника высшей власти в Азербайджанке Ильхаму Алиеву попросту в тягость.

1.3. Возникает вопрос, почему в таком случае правящая элита столь дружно поддерживает Ильхама Алиева? Только ли из банального угодничества перед действующим президентом? Последний фактор несомненно присутствует, но за ним, возможно, скрываются более важные мотивы. Выдвижение на передний план Ильхама Алиева позволило как бы снять вопрос о преемственности власти с обсуждения. Вряд ли кто-либо из правящей команды осмелился бы заявить о собственных амбициях, хотя таковые несомненно имеются. Поэтому раздоры между потенциальными претендентами переведены в латентную форму. Теперь многие из них под прикрытием того, что предпринимают те или иные шаги в пользу  Ильхама, в действительности налаживают связи, формируют организационные, финансовые и медиа структуры, которые можно будет использовать в посталиевский период по обстоятельствам, но преимущественно в собственных целях. Сказанное можно отнести, например, к руководителю президентской администрации Рамизу Мехтиеву. Не секрет, что им осуществляется подбор и текущий контроль за деятельностью глав местных администраций (именно последние обеспечивают манипуляцию и фальсификацию выборов). Большинство лиц, проведенных  в парламент, также являются креатурой Рамиза Мехтиева,  хотя все они дружно клянутся в преданности Алиевым - отцу и сыну. Пытался действовать в подобном же ключе и глава Бакинской городской администрации Рафаэль Аллахвердиев, но нерасчетливо вступил в прямое столкновение с тем же Рамизом Мехтиевым и был смещен со своего поста.

1.4. В последние месяцы пропагандистская кампания Ильхама Алиева в качестве единственного 'генетического' преемника на президентском посту несколько поубавила обороты. Однако из этого вовсе не следует, что планы передачи власти в Азербайджане по наследству от отца к сыну сданы в архив. Ильхам Алиев был назначен руководителем делегации республики в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Здесь он развил бурную деятельность, внося на рассмотрение Ассамблеи различные документы, осуждающие действия Армении в отношении Азербайджана. Однако, помимо пропагандистского эффекта, рассчитанного на внутреннюю аудиторию, присутствие Ильхама Алиева в ПАСЕ имеет и иные цели. Факт личного знакомства с многими делегатами от других стран может смягчить негативную реакцию ПАСЕ на вполне предсказуемые крупномасштабные фальсификации на будущих выборах. Под Ильхама Алиева и его сторонников выстраивается экономический блок правительства. Это дает основания для предположения о скором занятии им поста премьер-министра, что может дать Алиеву-младшему почти официальный контроль над всей системой власти. Таким образом, еще при жизни Гейдара Алиева может начаться плавный переход власти к его сыну, а правящую элиту и массы населения начнут приучать к этому. Немаловажно, что, согласно Конституции, при отказе спикера Милли Меджлиса принять полномочия главы государства, они переходят к премьер-министру (такая схема была осуществлена в соседней Армении, когда после отставки Левона Тер-Петросяна высшая власть перешла не к спикеру парламента, а к бывшему тогда премьер-министром Роберту Кочаряну). Что же касается нынешнего премьер-министра Артура Расизаде, то он отличается пассивностью, непритязательностью и в политических расчетах во внимание не принимается уже давно.

1.5. Большое значение в свете преемственности власти приобретает урегулирование  карабахского конфликта. Несомненно, брать тяжесть ответственности за мир ценой огромных уступок Гейдару Алиеву не очень хочется. Однако он понимает, что оставить в наследство своему сыну Ильхаму эту проблему, значить обречь его на непосильное бремя. Поэтому параллельно с переговорным процессом в рамках Минской группы ОБСЕ идет негласный зондаж руководства США и России на предмет поддержки  сценария передачи высшей власти в Азербайджане в будущем Ильхаму Алиеву в обмен на согласие принять предложенный США или Россией план урегулирования армяно-азербайджанского конфликта и обеспечения его соблюдения в будущем. Судя по всему, получить искомое согласие пока не удается даже негласно. Понимание того, что циничная сделка имеет больше шансов на реализацию с Москвой, чем с Вашингтоном, побуждает алиевский режим к заигрыванию с Россией и ее новым президентом Владимиром Путиным. В карабахском урегулировании оптимистические всплески, проявлявшиеся после встреч Алиев - Кочарян в Париже, а затем в Ки-Уэсте (США)  сменяются выражением очередного разочарования, но реального продвижения вперед не наблюдается.

1.6. В соответствии с Конституцией, в случае преждевременной вакантности поста Президента страны его полномочия переходят к спикеру Парламента, и в течение 3 месяцев должны состояться новые выборы. Именно в силу этого на страницах местных СМИ давно муссировалась версия о занятии после выборов 2000 года этого стратегически важного поста Ильхамом Алиевым. Однако фактический провал партийного списка, возглавляемого сыном президента, и опасения негативной реакции за рубежом, видимо, побудили Гейдара Алиева повременить с этими планами. Нынешнему председателю Милли Меджлиса - Муртузу Алескерову 73 года. Усилиями окружения Гейдара Алиева и президентской администрации авторитет спикера демонстративно принижался. Достаточно привести факт ареста его близкого родственника, высокопоставленного полицейского Низами Годжаева и то, что в избирательном списке от правящей партии 'Новый Азербайджан' Алескерову было отведено унизительное пятое место, вслед за второстепенными партийными функционерами. Однако, отступив в тень, Алескеров вряд ли полностью отказался от амбиций. Если день 'Х' застанет его в спикерском кресле, то можно с довольно высокой степенью вероятности предположить, что так просто от положенных конституционных полномочий Алескеров не откажется. В силу ряда причин он может упрочить свой контроль над ситуацией. Дело в том, что Муртуз Алескеров длительное время заведовал кафедрой и был деканом юридического факультета, а затем и ректором Бакинского госуниверситета. Подавляющее большинство сотрудников правоохранительной системы страны - это его бывшие ученики. Одновременно усилению позиций спикера в правоохранительных органах способствует то обстоятельство, что вот уже более семи лет отделом административных и правоохранительных органов Президентского аппарата заведует сын спикер Фуад Алескеров. Позиции последнего особенно сильны во втором и третьем эшелонах МВД, МНБ, Прокуратуре, а это может иметь решающее значение для оказания поддержки своему отцу при получении и исполнении им президентских полномочий. Дополнительным ресурсом, укрепляющим позиции спикера, являются местнические связи с влиятельным и многочисленным кланом азербайджанцев - выходцев из Армении и поддержка университетских кругов. Однако утверждать однозначно, что Муртуз Алескеров не только примет президентские полномочия, но и сам вступит в избирательную кампанию, нельзя. Вполне вероятно, что в обмен на повышение реального положения в государственной иерархии и укрепление позиций своих близких он может прикрыть и придать законность манипуляциям правящей элиты в пользу угодного кандидата (предположительно, как уже отмечалось выше, это может быть сын Гейдара Алиева Ильхам, руководитель президентской администрации Рамиз Мехтиев и, в меньшей мере, министр нацбезопасности Намик Алиев). Сценарий принудительной отставки Муртуза Алескерова, вполне ожидаемый при жизни президента Гейдара Алиева, в случае его кончины или стойкой недееспособности  малореализуем. Более того, такая попытка может привести к расколу правящей элиты с угрозой потери контроля над ситуацией.

2.0.  Оппозиция

2.1. Оппозиция в Азербайджане недостаточно сильна и разобщена. В отличие от развитых демократий местные правые партии не располагают сколько-нибудь заметной поддержкой со стороны капитала и предпринимателей, а левые партии не пользуются поддержкой организованных масс трудящихся. Оппозиционные партии представляют собой преимущественно интеллигентские группы, использующие протестные настроения населения для давления на власть. Опасения у правящего режима более всего вызывают партия Мусават и партия Национальной независимости (ПННА). Именно они продемонстрировали наибольший уровень электоральной поддержки на прошлогодних парламентских выборах, но вследствие тотальной фальсификации результатов остались за бортом Милли Меджлиса. Около десятка функционеров более слабых и, по слухам, ангажированных властями партии Народный фронт (ПНФА) и партии Гражданской Солидарности (ПГС) получили депутатские мандаты. Не исключено, что с их участием власти намерены имитировать демократичность будущих президентских выборов и придать легитимность их итогам.

2.2. Согласно данным экспертного опроса, недавно проведенного информационным агентством 'Туран', в случае демократических выборов наибольшими шансами на избрание президентом Азербайджана обладает лидер партии Мусават Иса Гамбар, вторым идет лидер ПННА Этибар Мамедов. Причем оба названных политика существенно опережают проправительственных кандидатов (Ильхам Алиев или Рамиз Мехтиев). При недемократической процедуре замещения главы государства кандидат правящей элиты, по мнению экспертов, имеет неоспоримое преимущество. Из оппозиционных политиков, при таком раскладе, может рассчитывать на успех лишь лидер Демократической партии Расул Гулиев (экс-спикер парламента, чрезвычайно богат и входил до недавнего времени в ближайшее окружение Гейдара Алиева, но, рассорившись с ним, эмигрировал в США). Позиции последнего несколько ухудшились после того, как возглавляемую им Демократическую партию покинул со своими сторонниками экс-министр юстиции Ильяс Исмайлов. О намерении испытать свои силы в будущей президентской гонке заявили лидер Либеральной партии, экс-госсекретарь президентской администрации Лала Шовкет Гаджиева,  лидер недавно воссозданной партии Справедливости Ильяс Исмайлов, а также скрывающийся в России экс-президент Азербайджана - Аяз Муталибов.

2.3. В момент 'Х' Иса Гамбар, Этибар Мамедов, Лала Шовкет Гаджиева и поддерживающие их партии, скорее всего, будут стремиться удержать ситуацию в формально-правовом поле и сосредоточат свои усилия в двух направлениях: во-первых, консолидировано добиваться проведения максимально честных и справедливых выборов, и, во-вторых, попытаться договориться о едином кандидате или хотя бы о взаимной поддержке во втором туре. Массовые акции будут проводиться для демонстрации силы и предупреждения властей от искушения повторить опыт тотальной фальсификации и подтасовок.  Сторонники же Расула Гулиева и Аяза Муталибова склоняются к тому, чтобы либо раскачать ситуацию и устранить действующие власти неправовыми способами, либо добиться  разрешения для названных лидеров возвратиться в Азербайджан и принять участие в выборах. Однако акции протеста, организовывавшиеся ими  прошлой осенью и нынешней весной, показали, что вывод на улицы нескольких сотен активистов не составляет существенной опасности для властей и легко пресекается силами полиции. Перспективы на то, что возвращению в Азербайджан для участия в выборах Расулу Кулиеву гарантирует США, а Муталибову в этом поможет Москва, не выглядят убедительно.

2.4. Объединение оппозиции могло бы стать труднопреодолимым препятствием для планов правящей элиты по недемократической узурпации высшей власти в стране. Однако вероятность такого объединения в настоящее время не слишком высока. Часть оппозиции, заключившая тайную сделку с властями и допущенная в парламент (ПНФА, ПГС и их малые союзники) резко критикуется со стороны партии Мусават, Демократической и Либеральной партий. Партия Национальной Независимости, так же противоправно оставленная за бортом Милли Меджлиса, лавирует между названными группами. Консолидация оппозиции возможна в двух случаях. Во-первых, если власти развернут кампанию репрессий и подавления всех своих оппонентов, и во-вторых,  если на сцене появится новый лидер, который  мог бы стать компромиссным единым кандидатом и обладал харизматическими качествами, позволяющими надеяться на привлечение неустойчивых и колеблющих групп из проправительственного лагеря. Оба этих варианта существуют скорее потенциально. На роль непартийных компромиссных лидеров могли бы претендовать Тамерлан Караев (один из деятелей национально-демократического движения, в прошлом вице-спикер парламента, недавно вернулся после 8-летнего пребывания за пределами Азербайджана в качестве посла в КНР) и Эльдар Гасанов (экс-генеральный прокурор, отправлен на днях послом в Румынию). Хотя каждый из названных лиц может существенно расширить уровень социальной поддержки оппозиции и располагает негласной поддержкой определенных кругов  правящей элиты, однако в целом ситуация для  утверждения их, или же кого-то иного,  в качестве единого кандидата оппозиции не благоприятна.

3.0. Сценарий досрочных президентских выборов

3.1. Объявление чрезвычайного положения сразу же в момент наступления дня 'Х' маловероятно, так как это решение трудно аргументировать. Поэтому осуществляемое на практике ограничение прав граждан, в особенности в ответ на массовое выражение протеста, скорее всего, будет продолжено, но юридически введение ЧП возможно лишь при возобновлении военных действий в Карабахе. В обстановке общественно-политической неопределенности и в отсутствие  авторитетного лидера следует ожидать повышения роли Совета Национальной Безопасности, который может выродиться в будущем в орган олигархического осуществления власти. Вместе с тем отметим, что традиции коллективного руководства в Азербайджане чрезвычайно слабы. Следует предположить, что правящая элита будет стремиться использовать фактор внешней угрозы и возможность возобновления армяно-азербайджанской войны, чтобы обеспечить принудительную консолидацию общества. Главное - побудить население смириться с ограничениями своих гражданских и политических прав, не выражать протеста в отношении нарушений демократических норм и фактической узурпации высшей власти. В случае угрозы утраты контроля над ситуацией нельзя исключить инициирование самими властями вооруженных столкновений на линии армяно-азербайджанского фронта с тем, чтобы получить удобный повод для объявления Чрезвычайного положения.

3.2. Без введения ЧП осуществление цензуры в прямой форме не ожидается. Правящая элита, и, в частности, лица из окружения семейства Алиевых, действуют более изощренно. Они загодя покупают и приручают влиятельные СМИ, формально числящиеся оппозиционными или же независимыми. Так, пользуясь финансовыми трудностями прессы, они поставили в услужение к себе популярные: 'Шарг', '525 газета' и др. Редакторов и наиболее авторитетных журналистов, не поддающихся прямому подкупу и приручению, держат под угрозой начавшихся, но не завершенных уголовных процессов (газета 'Ени Мусават' и др).

3.3. При наступлении дня 'Х' добровольное проведение честных и справедливых президентских выборов в установленный Конституцией 3-месячный срок представляется маловероятным. Шансы Ильхама Алиева на то, чтобы стать единым кандидатом партии власти, выглядят предпочтительными. Он располагает, в сравнении с любым иным потенциальным претендентом из правящей команды, несоизмеримо большими финансовыми ресурсами. При наличие твердой поддержки со стороны органов исполнительной власти в президентской администрации и на местах, Алиев-младший с высокой степенью вероятности может провести собственное избрание, правда, лишь посредством массовых подтасовок и фальсификации. Однако в случае участия многих оппозиционных кандидатов 'нарисовать' в пользу не имеющего большого государственного опыта и заслуг Ильхама Алиева больше 67% голосов (именно столько требуется, согласно закону, для победы в первом туре) будет уж слишком вызывающе. Поэтому высока вероятность проведения второго тура, в который посредством подтасовок рядом с проправительственным кандидатом могут вывести угодного и удобного кандидата из оппозиционного лагеря. В качестве такового, возможно, намечается лидер немногочисленной и не слишком влиятельной партии Гражданской Солидарности Сабир Рустамханлы. Он довольно известный поэт и оратор, активно участвовал в национальном движении, был депутатом парламента нескольких созывов и экс-министром информации. Избирательный список его партии не набрал даже нескольких процентов, но был протащен властями в Милли Меджлис. Не исключено, что это было сделано, исходя из планов по использованию в будущем Рустамханлы в качестве заметной, но не опасной оппозиционной кандидатуры, чтобы имитировать честную борьбу на президентских выборах. Демократическому Западу можно предъявить Сабира Рустамханлы как крупную политическую фигуру, заведомо зная, что любой играющий по правилам властей оппозиционный кандидат не получит заметной поддержки протестно настроенного электората. Следовательно, в решающем втором туре победу нужного кандидата можно будет обеспечить при меньших масштабах фальсификаций и этим снизить остроту  критики со стороны международного сообщества. В качестве 'удобного' кандидата, на случай отказа Рустамханлы от такой неблагодарной роли, могут использоваться и иные лица.

3.4. Если же правящая элита расколется, то конфигурация политических сил в стране радикально изменится. Отдельные группы, как в властных кругах, так и в оппозиции, могут войти во временные соглашения. В этом случае вырастают шансы Расула Гулиева и Этибара Мамедова, способных привлечь на свою сторону сторонников из властного лагеря, принадлежащих к ереванскому и нахичеванскому клану. Появятся шансы и у спикера парламента Муртуза Алескерова, преклонный возраст которого позволяет рассматривать его как компромиссную транзитную фигуру во главе государства.

3.5. Победа демократических сил возможно лишь в том случае, если они смогут организовать массовое народное давление на власти снизу. Органы правопорядка не раздумывая используют силу для разгона 5-10 тысячного митинга, но отступят перед людской массой в 30-50-100 тысяч. Организовать такое давление на власти оппозиция способна лишь при согласованных действиях. Лидерство при таком раскладе, вероятно, перейдет к партии Мусават (Иса Гамбар) и к союзным с ней силам.

3.6. При дестабилизации общественно-политической ситуации и неспособности МВД взять ее под контроль не исключается вмешательство военных. Причем, если старший офицерский корпус склонен поддержать действующие власти и ориентирован больше на Россию, то младший офицерский состав ориентируется на Турцию и больше симпатизирует национально-демократическим партиям (Мусават, ПННА, ПНФА). Гейдар Алиев, в стремлении обеспечить лояльность армии, недавно подписал  Указ о повышении с сентября текущего года в 1,5 раза денежного довольствия военнослужащих. Из лиц, не относящихся к семейству Алиевых, связями с военным командованием в силу своего должностного положения располагают Рамиз Мехтиев, Намик Аббасов, а также, предположительно, экс-спикер парламента Расул Гулиев и экс-генеральный прокурор, а ныне посол в Румынии Эльдар Гасанов.

3.7. При варианте утраты властями контроля над ситуацией можно с высокой долей вероятности предположить активизацию исламистов и групп, созданных в Иране мятежным лидером разгромленных властями отрядов особого назначения МВД  (ОПОН) Махиром Джавадовым.  Однако такая угроза, наряду с возможными армянскими провокациями, скорей станет поводом для нахождения компромисса между властями и национально-демократической оппозицией с целью не допустить опасной эволюции политической ситуации в стране.

4.0. Позиция заинтересованных держав

4.1. Армения. С одной стороны, политическое руководство этой страны отдает себе отчет в том, что мирное соглашение с Азербайджаном целесообразно заключить при жизни и президентстве Гейдара Алиева. Никто из его возможных преемников не будет в состоянии взвалить на свои плечи бремя ответственности за трудные, компромиссные условия мирного урегулирования карабахского конфликта. Однако в Ереване наверняка питают иллюзии в отношении использования возможной нестабильности в Азербайджане, чтобы закрепить военную победу или же бессрочно законсервировать ситуацию 'ни мира, ни войны' с сохранением контроля над оккупированными азербайджанскими территориями. Стремление Армении выжать политические дивиденды из ситуации со сменой власти в Баку не вызывает сомнений. Однако обстановка в мире и в регионе сегодня существенно отличается от 1993 года и безнаказанно для Еревана факт неспровоцированной агрессии не сойдет. Поэтому, не исключая попыток угрозами и давлением вырвать у азербайджанской стороны дополнительные уступки, можно с высокой степенью вероятности предположить, что армянские лидеры не переступят границы благоразумия.

4.2. Россия. Здесь осознают слабость собственных политических позиций в Азербайджане. Ни один из ведущих претендентов не выступает в качестве прямого сторонника ориентации на Москву. Пророссийский экс-президент Аяз Муталибов не пользуется массовой поддержкой в Азербайджане, и механизма возвращения его в страну и утверждения в качестве президента у Кремля нет. Рассуждения, ведущиеся в различных СМИ о возможности выдвижения на пост будущего главы Азербайджана экс-шефа республиканской КГБ Вагифа Гусейнова или же влиятельного и чрезвычайно богатого президента российской нефтяной корпорации ЛУКойл Вагита Алекперова (азербайджанец, но более 20 проживает и работает в России) совершенно безосновательны. Вагиф Гусейнов принял российское гражданство и не имеет политически организованных сторонников в Азербайджане. Отношение большинства политических партий к его личности настороженное или же резко отрицательное. Что же касается Вагита Алекперова, то он, помимо прочего, практически не владеет азербайджанским языком. Будучи отличным менеджером, имеющим разветвленные политические и экономические связи в высших сферах Москвы и на Западе, он был бы, возможно, и не плохой кандидатурой для Азербайджана, но не в первой роли, а скорее в качестве премьер-министра. Можно предположить, что российское руководство в настоящее время приглядывается и пытается завязать отношения с лидерами будущей президентской гонки, с тем, чтобы иметь в Баку если и не стопроцентно своего человека, но уж во всяком случае такого, кто может внимательно отнестись к интересам России. Пока ощущается негласное предпочтение Москвой претендентов из властной элиты (Ильхам Алиев, но еще лучше - руководитель президентской администрации  Рамиз Мехтиев или министр нацбезопасности Намик Абасов). Если же обозначится преимущество кандидата оппозиции, то российские власти пойдут на контакты и с фаворитами оппозиции (Иса Гамбар, Этибар Мамедов). Что же касается механизмов воздействия, то Россия может использовать в дополнение к собственным государственным ресурсам еще и потенциал огромной азербайджанской диаспоры. Последние располагают серьезными финансовыми возможностями, способными составить конкуренцию правящему клану.

4.3. Иран. Шансы увидеть в президентском кресле в Баку своего прямого ставленника у исламского руководства ИРИ еще меньше, чем даже у России. Все основные претенденты подчеркнуто дистанцируются от Ирана. Мало-мальски заметной приемлемой политической фигуры, которую они могли бы 'раскрутить', не видно. Исламская партия, продолжающая функционировать негласно, официально запрещена. Тактика Тегерана, скорее всего, будет заключаться в том, чтобы угадать потенциального победителя и сделать его по возможности обязанным за действительную или мнимую поддержку. В случае же дестабилизации - вывести на политическую сцену близкие к себе политико-военные группы (Махир Джавадов, исламская партия и др.). Однако ситуация для планов ИРИ не благоприятна. Правящая элита ориентирована на Запад и, в меньшей мере, на Россию. Оппозиционные же силы прямо ориентируются на сотрудничество с Западом и союзной с ним Турцией. Вместе с тем, недооценивать опасность исламистской угрозы и подрывной деятельности соседнего Ирана при возникновении нестабильной ситуации в стране не следует. 

4.4. Турция. Руководство этой державы имеет наиболее тесные связи как с правящей элитой Азербайджана, так и с национально-демократической оппозицией. Не будет преувеличением сказать, что именно отношение Анкары сыграло наиболее заметную из внешних сил роль при смене власти в Азербайджане в 1992 и 1993 годах.  Если связи России в большей степени ориентированы на официальные структуры и должностных лиц, то Турция поддерживает постоянный диалог с влиятельными оппозиционными партиями и лидерами. Последний пример - организация на высоком уровне визита лидера партии Мусават Исы Гамбара. Что же касается конкретного выбора, то, не афишируя свои предпочтения, Анкара может в посталиевский период склониться к поддержке лидеров оппозиции. Причем чем больше действующие власти будут заигрывать с Москвой, тем решительнее будет становиться поддержка Анкарой национально-демократической оппозиции.

4.5. США и ЕС.  Позиция этих мировых центров влияния определяется важностью для них поддержания как внутриполитической стабильности в Азербайджане, так и недопущения военного кризиса в регионе. При этом будет всячески поддерживаться продвижение демократической процедуры замены главы государства. Вашингтон и европейские столицы могут закрыть глаза на неизбежные нарушения в ходе кампании по избранию нового президента Азербайджана, если это не будет сопровождаться грубым подавлением прав населения, немотивированным использованием полицейских мер против политических оппонентов режима. Однако имеется порог масштабов фальсификаций и нарушений избирательного процесса, переход которого может побудить власти США и европейские государства не ограничиться словесными внушениями, критикой и рекомендациями. Переварить превращение 5-10 процентов, поданных за кандидата правящей элиты, в безоговорочную победу Запад вряд ли захочет. Вместе с тем, США и западные демократии в состоянии оказать позитивное воздействие на процесс консолидации оппозиционных сил и удержать действующие власти Азербайджана от грубого попрания воли избирателей.      

4.6. Весьма значительную роль при перемене власти в Азербайджане могут сыграть международные институты: ООН, ОБСЕ, Совет Европы, Социнтерн, Международный Союз Демократов и др. Организация ими масштабного и принципиального мониторинга законодательной базы президентских выборов и, главное, его соблюдение может иметь весьма благоприятные последствия.

Выводы

В заключение отметим, что опасения по поводу неминуемой дестабилизации ситуации в Азербайджане при смене главы государства чрезмерно преувеличены. В отличие от начала 90-х годов, в Азербайджане больше нет неконтролируемых вооруженных групп. Политическая система и государственная власть, при всех видимых недостатках и слабостях, вполне жизнеспособны и не распадутся, как это было в прошлом с советско-коммунистическим аппаратом. Таким образом, политическая нестабильность вряд ли выльется в анархию и гражданскую войну. Однако искушение правящей элиты сохранить контроль над ситуацией посредством отступления от нынешней полудемократии весьма сильно. Хотя ставка на использование силовых методов в управлении страной  вряд ли продлится долго. Ведь лидера, соизмеримого по масштабам личности с Гейдаром Алиевым, ни в рядах правящей, ни оппозиционной элиты не видно. Поэтому и тем и другим предстоит научиться трудному искусству согласования интересов, достижения и соблюдения компромиссов. Без расширения демократии стоящие перед Азербайджаном как внешнеполитические, так и социально-экономические проблемы не разрешить.

 
К началу страницыНа первую страницуКарта сайтаКонтакт
101000 Москва
Российская Федерация
ул. Мясницкая, д.24/7, стр.3, 2 этаж
тел.  +7 (495) 956-09-78
факс +7 (495) 956-09-77
email: irex-russia@irex.ru
  © Copyright 2012 IREX/Russia
Hosted at netcare.ru®
Powered by oocms