IREX Совет по международным исследованиям и обменам
Про АЙРЕКС Программы Пресс-центр Выпускникам
 
 
 
«Полемика»
 
 
 
 
 
«Полемика», выпуск 6
Ю. Градскова. Конструирование идентичности "обычной советской женщины"...
Е. Наказная. На перекрестке миров: мексикано-американский феномен в литературе США
К. Сануков. Голод 1921-1922 годов в Марийской Автономной Области...
К. Сануков. Борьба с «буржуазным национализмом»...
А. Веретенникова. Пути совершенствования письменной речи
АЙРЕКС / Пресс-центр / Публикации / Электронный журнал «Полемика» / Выпуск 6 / Пути совершенствования письменной речи

Пути совершенствования письменной речи

А. Е. Веретенникова
Кандидат педагогических наук (1999), старший преподаватель кафедры иностранных языков Омского Юридического Института.
Выпускница программы RSEP, 1996.
По теме исследования опубликовано 8 работ.

Статья основана на результатах исследования, выполнявшегося при поддержке гранта ACTR/ACCELS (программа RSEP).

В ходе исследования вопросов формирования письменной речи в Университете Юго-Западной Луизианы (USL) мною был проанализирован и систематизирован материал, который может быть принят во внимание работниками сферы российского образования всех уровней. Учет и внедрение описанных ниже особенностей письменной речи позволят учащимся и выпускникам отечественных учебных заведений быть более конкурентоспособными, будут способствовать их жизненному успеху.

Виды письменной речи

Большинство американских педагогов (см. например J. Rackham, P.Sebranek, L. Q. Troyka) различают шесть видов письменной речи, которыми следует владеть в зависимости от ситуации.

Первый вид письменной речи используется, когда есть необходимость обдумать что-либо или поделиться с кем-нибудь личным опытом (Personal Writing). К нему относятся журнал, дневник, воспоминания, письмо. Второй вид (Subject Writing) связан с потребностью поделиться информацией об известных людях, местах, событиях. К этому виду относятся интервью, отчеты, свидетельские показания. Третий вид представлен творческими аспектами (Creative Writing), такими, как рассказы, стихи, шутки. Четвертый вид - рефлексивная письменная речь (Reflective Writing), в которой представлен или прокомментирован какой-либо жизненный опыт пишущего. Она включает в себя авторские эссе, передовые статьи, комментарии. Пятым видом письменной речи считается выполнение различных заданий по учебным предметам (Academic Writing), которые рассматриваются как наиболее эффективный способ доказать себе и преподавателям, что предмет понят и стал частью размышлений автора. Деловая письменная речь (Business Writing) - шестой вид письменной речи - предполагает владение навыками письма, необходимыми для делового общения, и включает в себя деловые письма, заявления, резюме, меморандумы.

Этапы процесса письменной речи

Анализ ряда научных и методических публикаций американских авторов, учебников, по которым происходит обучение письменной речи в начальной, средней школах и совершенствуется в колледжах и университетах США, наблюдение за процессом обучения письменной речи в школах, колледжах и Университете Юго-Западной Луизианы, а также изучение уникального опыта осуществления 'Национального Проекта по Письму' позволили сделать вывод, что большинство теоретиков и практиков американского образования придает большое значение процессу письма, поэтому они особо выделяют этапы письма и рассматривают их в тесной связи с мыслительным процессом.

Поэтому закономерно обращение К.Б.Олсон к таксономии мышления, по Б. Блюму, и ее модификации относительно письма. На уровне ЗНАНИЙ пишущему необходимо помнить факты, события, отношения, терминологию. Уровень ПОНИМАНИЯ подразумевает способность осмыслить значение информации или идей, а также способность выразить их на письме. ПРИМЕНЕНИЕ включает способность использования изученного в новой ситуации, а также умение делать обобщения или выводы. При АНАЛИЗЕ материал разбивается на составляющие его части. СИНТЕЗ - это творческое действие, где части материала должны быть собраны таким образом, чтобы составить нечто новое. ОЦЕНКА производится в соответствии с установленными критериями. Она включает ранжирование, рейтинг и убеждение.

К этапам процесса письменной речи относятся подготовка, написание первого варианта, отзыв, пересмотр написанного, редактирование, оценка.

Считается, что на 1-ом этапе - подготовка к написанию - необходимо выбрать тему, провести исследование этой темы, спланировать написание;

на 2-ом этапе - написание первого варианта - необходимо придать идеям, полученным в результате подготовки, письменное выражение;

на 3-ем этапе - отзыв - необходимо представить работу аудитории;

на 4-ом этапе - пересмотр написанного - необходимо на основе оценки, содержащейся в отзыве, переосмыслить содержание, сделать нужные добавления, пояснения, заменить и вычеркнуть ненужное.

на 5-ом этапе - редактирование - необходимо просмотреть написанное с точки зрения грамматики, пунктуации, правописания, оформить в абзацы;

на заключительном 6-ом этапе - оценка работы - необходимо представить написанную работу той аудитории, для которой она создавалась.

Существуют методики организации учебной работы в соответствии с вышеназванными этапами.

Заключение

Поскольку в отечественном обучении все еще большее место отводится письму, а не письменной речи, уделяется внимание результату, а не процессу письма, представляется целесообразным шире вводить в практику как средней, так и высшей школы работу, специально нацеленную на поэтапное формирование навыков владения всеми видами письменной речи. В этом, как мне видится, заключаются пути совершенствования письменной речи, являющейся, по мысли русских ученых - таких, как Л.С.Выготский, А.Р.Лурия - мощным орудием уточнения и отработки мыслительного процесса.

Литература

  1. Rackham J.,Bertagnalli O. From Sight to Insight.-The Dryden Press, 1988.
  2. Sebranek P.,Meyer V., Kemper D. A Student Handbook for Writing and Learning.-D.C. Heath and Company, 1996.
  3. Troyka L.Q., Nudelman J. Steps in Composition.- Prentice-Hall, 1989.
  4. Olson C.B. Thinking/Writing.- Harper Collins Publishers, 1982.
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь// Выготский Л.С. Собр.соч.В 6-ти т.- М.: Педагогика, 1982.-Т.2.
  6. Лурия А.Р. Язык и сознание.-М.: Изд-во МГУ, 1974.
 
К началу страницыНа первую страницуКарта сайтаКонтакт
109028 Москва
Российская Федерация
Хохловский переулок, д. 13, стр. 1, 1 этаж
тел.  +7 (495) 956-09-78
факс +7 (495) 956-09-77
email: irexmos@irex.ru
  © Copyright 2005 IREX/Russia
Hosted at freenet.ru®
Powered by oocms