IREX Совет по международным исследованиям и обменам
Про АЙРЕКС Программы Пресс-центр Выпускникам
 
 
 
«Полемика»
 
 
 
 
 
«Полемика», выпуск 2
Дмитрий Балуев. Новые информационные технологии и современные международные отношения
Михаил Родионов. Представление о стране как итог международного сотрудничества...
С. Ю. Казеннов, В. Н. Кумачев. Партнерство Россия-Украина...
Л. П. Ковалева. Реформа образования и некоторые особенности...
АЙРЕКС / Пресс-центр / Публикации / Электронный журнал «Полемика» / Выпуск 2 / Представление о стране как итог международного сотрудничества: Россия для стран южной части Аравийского полуострова

Представление о стране как итог международного сотрудничества: Россия для стран южной части Аравийского полуострова

Михаил Родионов

Я хотел бы поговорить об образе страны или, если быть более точным, об образе региона с определенной культурой, а именно о том, какой представляется Россия жителям южной части Аравийского полуострова. Традиционное представление о России сформировалось в XIX - первой половине XX века не в результате непосредственных отношений и рассказов очевидцев, а скорее за счет косвенных контактов, мифов, слухов и т.д., передаваемых от одного человека к другому, как эстафетная палочка в соревнованиях. И хотя прямые связи за последние полвека безусловно изменили представление о России, основа образа все же осталась прежней. Непосредственный образ трехмерен, глубок и противоречив, тогда как косвенные впечатления отрывисты, поверхностны и лишены пространственности, хотя при этом достаточно яркие.

Данные для настоящего обзора собирались мной во время рабочих поездок в Южный Йемен в 1983-1994 гг. в качестве специалиста по социальной антропологии; помимо этого привлекалась информация из различных письменных источников. Мои информанты представляют все иерархические слои традиционного местного общества: от потомков Пророка Мухаммеда (на высшей ступени), священослужителей, представителей племён, купцов, земледельцев, ремесленников до слуг и потомков бывших рабов. Эти социальная иерархия сохраняется на юге Аравийского полуострова и сейчас, несмотря на все попытки правительства Адени Марксист в 70х - конце 80х гг. ликвидировать её. Фигура играющая ключевую роль в создании традиционного образа, - российский Царь (Император). Автор "Записок Реда" Адольф фон Ред, который предположиетльно является жителем Вестфалии, пишет, что в 1843 году бедуины из района Внутреннего Хадрамафта на юге Аравийского полуострова рассказывали ему об османском Султане, который якобы обратил в ислам английскую Королеву, взял ее в свой гарем, где она родила ему 7 сыновей. Они же описали российского Императора как огромного гиганта, которого охраняли 7000 одноглазых каннибалов - мужчин и женщин огромного роста (см в книге Адольф фон Ред, "Поездка в Хадрамавт", Белед Исса и Беллед Хадшар:, Брауншвейг, 1870, стр. 71).

Фантастическая картина царской армии циклопов, описанная в первом западном дневнике, который посвящен Хадрамавту, по всей видимости ассоциируется с событиями войны с Наполеоном 1812 года, имевшей место за 30 лет до описываемых в дневнике событий, в частности, с известным русским полководцем Михаилом Кутузовым (1745-1813), который, как известно, потерял глаз в битве турками. Этот красочный образ в дневнике также мог быть связан с другими общеизвестными историческими фигурами с одним глазом, включая не столь значительные имена русских военноначальников, не считая адмирала Нельсона, национального героя Великобритании. Таким образом, можно предположить, что слухи о происходящем в Европе и на Ближнем Востоке, достигли и отдаленных южных границ Османской империи.

Гораздо сложнее найти объяснение тому, почему русского Царя, которого обычно называют Белым Царем, жители южной Аравии иногда называли Великим Желтым Королем. Я надеюсь, что кто-нибудь сможет выяснить причину изменения цвета.

Географически же Россия (Rusiyya) в их представлении находится на Дальнем Севере Индии, "где солнце полгода стоит в зените и где полгода длится черная ночь".

Хотя Москва и знакома жителям южной части Аравийского полуострова, по крайней мере, по названию, наиболее известный им город - Тула. Мой безграмотный информант одного из племён, подчеркнул, что "на севере Индии располагается русский мусульманский город Бухара. Один из кварталов Бухары называют Тулой. Это место производства лучших самоваров." В течение века самовар был известен на юге Аравийского полуострова как в качестве реального предмета, так и в качесвте слова русского происхождения. Самовар и по сей день является одним из основных элементов ежедневного местного чаепития. Особенно ценится там изготавливаемая в Туле вместительная посуда из красной меди с изображением профиля Царя Николая II (однажды в городе Сеюне я увидел самовар с профилем Александра III). Местные умельцы когда-то даже выплавляли заварные чайники в этом стиле.

С новые временами приходят и новые предметы. Среди них оказалось и оружие, различные штурмовые винтовки и пулеметы, в особенности "Калашенкуфф" (Калашников), восхваляемый бедуинами и приравненный ими к "Мавазиру" (Маузеру), немецкой винтовке первой половины ХХ века.

В традиционном представлении жителей Южной Аравии о политических деятелях пост-сталинской России выделяется фигура Никиты Хрущева (1894 -1971). Имя, сложное для произнесения даже для европейца, легко запоминается жителями южной части Аравийского полуострова, которые обычно сокращают его до "харшуф", что на местном наречии означает "артишоки".

Национальная карта рек России в их представлении насчитывает единственную реку - "Фулгха", Волгу. История России включает русско-японскую войну (1904-1905 или 1945 гг.), русскую революцию, войну с Германией и перестройку.

В отношении религии, считается, что достаточно большая часть русских - мусульмане, остальных же часто называют "синиинами", словом, которым жители области Хадрамавт называют китайцев. На просьбу объяснить происхождение этого слова, вам ответят, что это те русские, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Христа, что делает схожими китайцами.

Для представителя южно-аравийского племени, которому обычно доставляют страдания большие размеры "махр", или свадебного подарка, не считая других расходов на организацию свадебной церемонии, одним из лучших обычаев России является отсутствие "махр" и "недорогие" невесты. Жители же России обычно описываются как грубоватые, простые, храбрые, откровенные и одновременно сдержанные, которые носят одежду преимущественно мрачных тонов. Этот образ сложился в результате прямых контактов с русскими "хубара", военными и техническими консультантами, а также впечатлений, полученных местными жителями, которые учились или работали в бывшем СССР. Я хотел бы закончить свои черновые наброски кратким описаниемтого, как развивалась семантика слова "mukratiyya", то есть "демократия", которое в 1970-80х гг. обозначало централизованное авторитарное государство. В настоящее время значение этого понятия изменилось, так же как и образ России и представление о ее жителях. Но это тема для специального отдельной статьи.

Профессор Михаил Родионов,
руководитель отдела Южной и Юговосточной Азии Музея Антропологии и Этнографии имени Петра Первого,
Санкт-Петербург, Российская Академия Наук.
Эл. почта: mikhail@tamam.spb.su

 

 
К началу страницыНа первую страницуКарта сайтаКонтакт
109028 Москва
Российская Федерация
Хохловский переулок, д. 13, стр. 1, 1 этаж
тел.  +7 (495) 956-09-78
факс +7 (495) 956-09-77
email: irexmos@irex.ru
  © Copyright 2005 IREX/Russia
Hosted at freenet.ru®
Powered by oocms