|
|
Обновление учебных программ по социально-политическим наукам в России и программы научных обменов IREX
Игорь Киселев RSEP 1996
Значение организуемых США для российских ученых и исследователей программ научных обменов обычно не ограничивается целями и задачами, сформулированными будущими стипендиатами в своих заявках. Как показала моя практика в 1994 г., потенциальные академические и образовательные возможности стажировок фактически оказываются гораздо шире. Подобные соображения предопределяли мои ожидания накануне стажировки по исследовательскому гранту "Политическая коммуникация после окончания холодной войны" в Гарримановском институте факультета международных отношений Колумбийского университета (США) от IREX в 1997 г. Вместе с тем, как оказалось, дальнейшее совершенствование американской стороной за эти годы формальных процедур и самой практики научных обменов, включающих кроме всего прочего гибкое финансирование и административное управление, исчерпывающую ориентацию накануне выезда в Москве и затем и в Вашингтоне , постоянные рабочие контакты с ведущими академическими центрами в США, рациональное структурирование всей программы пребывания существенно повысили эффективность и "насыщенность" стажировок , их научную "отдачу" после возвращения в свой университет.
Желание поделиться с коллегами возможными направлениями использования стажировок в дальнейшем совершенствовании учебного процесса и обновлении социально-политического знания в целом (помимо завершения и оформления самих результатов исследовательского проекта) послужило основанием для написания этой статьи.
Нельзя не отметить, что повседневная практика общения на английском языке в период стажировки не только "шлифует" коммуникативные навыки, существенно расширяет словарный запас научной и бытовой лексики , но и помогает после возвращения иногда "отважиться" на популяризацию трудов российских ученых, творчество которых незаслуженно остается малоизвестным мировому научному сообществу (4). В ходе доработки исследовательского проекта возникает потребность отразить различные стадии его осмысления через отдельные публикации, что позволяет в короткий срок привлечь внимание коллег к представляющей совместный интерес проблематике (5,6,7,8,9,10). Собранные в процессе стажировки научные материалы в Колумбийском и Калифорнийском (Беркли) университетах позволили мне использовать их в различных читаемых курсах, а ряд студентов , аспирантов и молодых исследователей заинтересовались различными аспектами политической коммуникации на материале США и "оформились" в творческий коллектив "American Studies Center". В целях распространения результатов некоторых исследований, стимулирования дальнейшей научной дискуссии по затрагиваемой проблематике была открыта страничка в Интернет ; совершенствование навыков и умений работы с гипертекстом было получено в ходе участия в семинаре, организованном на базе Джорджтаунского университета (Вашингтон, http://www.georgetown.edu/crossroads/workshop/). Многие материалы, опубликованные после стажировки, помещены в Интернет по адресу: http://www.uniyar.ac.ru/~kisselev. Таким образом, стажировка по программе IREX помогла не только выполнить интересное научное исследование, но и решить ряд вопросов, связанных с обновлением социально-политического знания, совершенствованием учебного процесса в университете, стимулировать изучение социального и политического опыта США, представляющего как научный интерес, так и общее цивилизационное значение.
Успешное завершение основной цели моей стажировки - исследовательского проекта - было бы невозможно без помощи и поддержки многих американских научных центров, администрации IREX. В этой связи от себя лично и от имени профессорско-преподавательского состава Ярославского государственного университета хочется выразить искреннюю признательность американским профессорам Дж. Бреслауэру (Калифорнийский университет, Беркли, США), Р. Джервису (Колумбийский университет, Нью-Йорк, США), Х. Айшему (Институт исследований Восток-Запад, Нью Йорк) за интеллектуальную поддержку и помощь в подборе материалов по заявленной проблематике . Я также благодарен руководству организации IREX (США) в лице C. Пелтон, Р.Свонсона, Ш. Холлоуэй, администрации и профессорско-преподавательскому составу Гарримановского института факультета международных отношений Колумбийского университета (США) М. фон Хагену, А. Мотылю, Р. Легволду, Б. Синглтон, С.Робертс,Э. Вишник , факультета политических наук Калифорнийского университета Беркли ,США, Р. Буксбауму , Б. Войтек за финансовую и организационную поддержку в период стажировки в США по исследовательскому гранту "Проблемы политической коммуникации после окончания холодной войны". Безусловно, успех стажировки в немалой мере зависел и от эмоциональной поддержки со стороны коллег - российских ученых, наших теоретических споров и обменов мнениями; всем им я обязан тем, что работа над завершением моего исследования приближается к концу . Таким образом, будущая монография в какой-то степени будет являться продуктом коллективного творчества стипендиатов IREX 1997 года. И это нисколько не тревожит меня, а только обнадеживает в том, что наше сотрудничество будет продолжено в России.
Упоминаемая литература
- The AU/APSA Summer Institute/ PS: Political Science and Politics. P. 751-753.
- Киселев И.Ю. Политическая элита: ее сущность и психология. Ярославль: ЯрГУ, 1995. 192 с.
- Киселев И.Ю. Политическая элита: о некоторых направлениях изучения парадигмы элитизма американскими учеными / Д.Кеннеди, М. Бергельсон, К. Эванс-Ромейн. Роль ученых в построении гражданского общества. М.: Информационное Агентство США (ЮСИА), 1997. С. 155-161.
- Новиков В.В., Киселев И.Ю. Психологический пульс России . М., Ярославль: Институт психологии РАН, Международная академия психологических наук, 1997. 211 с.
- Киселев И.Ю., Киселев С.Ю., Симонова Ю.В. Информационная политика в общественном сознании/ В.В. Новиков, И.Ю. Киселев. Психологический пульс России. М., Ярославль: Институт психологии РАН, Международная академия психологических наук(МАПН), 1997. С. 76-92.. (на английском языке).
- Киселев И.Ю., Смирнова А.Г., Симонова Ю.В. О проблеме рационального принятия решений в международной политике / В.В.. Новиков. Психологический пульс Ярославля. Ярославль: МАПН, 1998. С. 125-139.
- Киселев И.Ю. О проблеме развития творческого потенциала служащих органов госуправления через рефлексивную компетентность / Ким В.В., Целищев Н.Н. Творчество и культура. Екатеринбург: Уральский госуниверситете, 1997. С. 209-211.
- Киселев И.Ю., Жедунова И.М. Женщина в мужской политике: адаптация и восприятие / И.Ф. Албегова. Методологические и технологические основы современной социальной работы в России. Ярославль: Яргу, 1997. С. 37-39.
- Киселев И.Ю. Политическая психология о внутренней и внешней политике России: теория, практика, методы. Ярославль: ЯрГУ, 1997. 32 с.(на английском языке)
- Киселев И.Ю. , Жедунова И.М. Проективные тенденции в международных отношениях и национальная идея/ В.В. Козлов. Психотехнологии в социальной работе. Ярославль:МАПН, 1998.С. 26-29.
Игорь Киселев, доцент Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова февраль, 1998 г.
|