IREX Международный Совет по Научным Исследованиям и Обменам 

Ранняя помощь: Надежда для "безнадежных".

"Безнадежные дети"

Что такое 'безнадежный ребенок '? До недавнего времени таковым мог считаться любой российский детдомовец старше четырех лет, не показавший достаточного уровня развития во время поверхностного получасового обследования, на основании которого он признавался 'обучаемым', 'умственно отсталым' или 'необучаемым'. Ребенок, признанный 'необучаемым', помещался в специализированный интернат или детский дом для детей с нарушениями развития. Более того, дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нормальным интеллектом часто оказывались там же как инвалиды. Поскольку в таких учреждениях не было возможности учиться и развиваться, любой ребенок, независимо от своего уровня развития на момент поступления туда, со временем начинал действительно серьезно отставать от своих сверстников.

Судьба детей с нарушениями развития, живущих с родителями, была не менее печальной, существующая система социального обеспечения не предлагала им никаких реабилитационных или образовательных услуг. Кроме того, детям часто ставились неверные диагнозы (так, детей с невыявленными нарушениями слуха часто считали 'отстающими в развитии '), или же проблема обнаруживалась слишком поздно для того, чтобы вовремя начать реабилитацию.

В отсутствие необходимой информации и помощи, родителям оставалось надеяться только на самих себя. Многие не могли справиться с навалившимися проблемами, не выдерживали изоляции и нередко возникавшего в таких ситуациях чувства стыда за свою семью и сдавались. В итоге дети часто оказывались в тех же специализированных учреждениях, что и те, от кого отказались еще в роддоме.

Программы ранней помощи:

Опыт разных стран показывает, что одним из наиболее эффективных способов помощи ребенку с нарушениями развития и его семье является ранняя помощь или, как еще принято называть, раннее вмешательство. Программы ранней помощи направлены на помощь семьям детей инвалидов и детей с высоким риском возникновения нарушений. Раннее вмешательство не только способствует успешному развитию ребенка, но и помогает ему и его родителям адаптироваться к жизни в обществе.

Программы ранней помощи комплексны и многогранны. Они включают в себя следующее:

  • Многопрофильный подход к оценке состояния ребенка и работе с ним. С ребенком и его семьей работают профессионалы разных специальностей: детские психологи, педагоги, логопеды, врачи-педиатры, невропатологи и физические терапевты;
  • Выработка индивидуальной программы в соответствии с потребностями конкретного ребенка и его семьи, при этом особое внимание уделяется эмоциональному развитию малыша и созданию благоприятного психологического климата в семье;
  • Психологическая помощь и консультирование членов семьи как индивидуально, так и в группах поддержки;
  • Содействие интеграции ребенка в обычную образовательную среду и общество.

Особое внимание в программах ранней помощи уделяется работе с семьей как с единым целым. Все основные решения принимаются родителями ребенка или другими людьми, имеющими с ним близкий контакт. При подходе, вовлекающем в работу с ребенком всю семью, происходит более равномерное распределение эмоциональной и физической нагрузки между ее членами, а значит, они могут лучше справляться с трудностями, возникающими при воспитании ребенка с нарушениями развития, что, в свою очередь, положительно сказывается на его эмоциональном состоянии.

Комплексный подход может использоваться и при работе с отстающими в развитии детьми, с рождения находящимися в государственных учреждениях. В работе с ними раннее вмешательство также оказывается крайне эффективным, поскольку оно дает детям-сиротам возможность реализовывать свой потенциал развития - возможность, которой раньше у них не было. В результате ребенок, получивший помощь на ранних этапах развития, имеет больше шансов обрести приемную семью.

Программа АРО и программы раннего вмешательства

Во время первого этапа своей работы в 1999-2002 гг. Программа 'Помощь детям-сиротам в России ' (Программа АРО)[*] предоставила финансовую, техническую и информационную поддержку в разработке и осуществлении программ раннего вмешательства в нескольких регионах России. Так, при помощи Программа АРО была создана и начала свою работу региональная система раннего вмешательства в Новгородской области, которая из областного центра распространилась в райцентры, города и сельские районы. Эта программа оказалась чрезвычайно эффективной, ее поддержало Министерство образования России.

Второй этап работы Программы АРО (2002-2006 гг.) связан с распространением успешного опыта осуществления программ ранней помощи, разработанных за время существования Программы АРО 1 и ранее, а также с поддержкой программ, самостоятельно возникших в российских регионах. Специалисты из Новгорода и других городов России постоянно делятся опытом и знаниями со своими коллегами, а также с представителями местных властей и органов здравоохранения и образования из других регионов, например, Хабаровска, Магадана, Томска и Твери. Они помогают обучать специалистов и разрабатывать программы помощи как для детей с нарушениями развития, воспитывающимися дома, так и для тех, кто находится в государственных учреждениях. Комплексная оценка эффективности проведенной работы еще впереди, но уже сегодня очевидно, что дети, с которыми работали по программам ранней помощи, очень сильно изменились. Теперь у них есть возможность жить счастливой, полноценной и разнообразной жизнью.

Ниже вы найдете фотографии и краткие истории детей, с которыми занимались по программам ранней помощи в организациях, сотрудничающих с АРО.

Ира Егорушкина
1 год 8 месяцев
(04.01.2001)

Первая фотография была сделана, когда Ире Егорушкиной был 1 год и 8 месяцев. В этом возрасте ее привезли в Специализированный дом ребенка ?2  г. Хабаровска. Тогда она не умела сидеть и не держала голову, а руки и ноги Иры постоянно находились в застывшем положении, не двигались. Девочка ела только из бутылочки и не отзывалась на свое имя.

Сейчас Ире почти пять лет, она умеет строить простые предложения, ходит, научилась подниматься и спускаться по лестнице. Ира любит танцевать, играть в шарады и собирать паззлы, для которых требуется умение различать цвета и формы предметов.

Она с удовольствием играет с другими детьми, называет их по имени, а к взрослым обращается по имени и отчеству. В заботливой атмосфере Дома ребенка Ира развивается медленно, но верно.

Ира Егорушкина
4 года 8 месяцев
(25.12.2003)

 
Алеша Лях
6 месяцев
(02.01.2001)

Когда Алеша появился в Специализированном доме ребенка ?2 г. Хабаровска, он был очень несчастным полугодовалым малышом. Еще в младенчестве у него обнаружили множественные нарушения интеллектуального развития и опорно-двигательной системы. Он абсолютно не реагировал на людей, на игрушки, и ничто не могло вывести его из этого состояния.

Благодаря внимательному отношению к нему персонала дома ребенка к трем с половиной годам Алеша научился говорить сложными предложениями, самостоятельно есть, одеваться и пользоваться туалетом. Алеша очень любит играть с другими детьми и общаться со взрослыми, особенно на своих любимых музыкальных занятиях. У мальчика по-прежнему есть нарушения развития, но он радуется жизни не меньше своих сверстников.

Алеша Лях
3 года 5 месяцев
(25.12.2003 )

Материал предоставлен Программой
"Помощь детям-сиротам в России"
(Программа АРО)


[*] См. 'Полемика', ?15.