IREX Международный Совет по Научным Исследованиям и Обменам 

Трегубова Татьяна Моисеевна,
Доктор педагогических наук,
Зав. лабораторией 'Международного профессионального образования',
Институт Среднего Профессионального Образования
Российской Академии образования,
Магистр образования США;
Выпускница FSA - 1995, и RSEP-2000

Социальная работа со студентами в ХХ I веке - новые обязательства, поликультурный анализ

Обращение к проблеме социальной работы с учащейся молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в ХХI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностейљ получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения иљ вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки учащейся молодежи.

Тезис "Трудно быть молодым" должен быть осмыслен и реализован социально-педагогически, обеспечивая реальную социальную поддержку российской молодежи.

Обращение к американскому опыту социальной работы с молодежью обусловлено тем, что США является родиной социальной работы, где она появилась как профессиональная деятельность в конце 19 века, и высокий уровень профессионализма, достигнутый этой странойљ в социальной работе, признается во всем мире. Более того, в большинстве стран (и это было подтверждено на последних Всемирных конгрессах по социальной работе) используются сегодня именно американские модели организации социальной работы как наиболее универсальные и отвечающие ожиданиям общества и возможностям профессии.

Однако, на наш взгляд, поиск собственных, аутентично российских моделей социальной работы с молодежью должен вестись не путем механического заимствования тех или иных американских социальных парадигм и доктрин и приспособления их к местным нуждам, а на основе творческого использования американского опыта с учетом политических, социально-экономических, национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций.

К сожалению, сегодня в отечественных социо-гуманитарных науках изучение организации социальной работы с учащейся молодежью за рубежом скорее намечено, чем глубоко проанализировано. Имеет место запаздывание теоретического осмысления опыта организации и содержания социальной работы с молодежью за рубежом, тогда как изучение опыта решения социальных проблем молодежи в других странах позволяет составить более осмысленное и адекватное представление об отечественной системе. Более того, компаративные исследования такого плана представляют особой интерес и ценность именно в переходный период, когда во всем мире, в том числе и в нашей стране, происходят глубокие качественные изменения сущностных характеристик, смена парадигм, видения задач и места образования и воспитания в современном обществе и в частности - глубокой внутренней связи социального становления молодежи с национальной спецификой, местной культурно-исторической самобытностью, народной педагогикой.

Знание и изучение американского опыта для России особенно значимо, так как при всех существенных различиях между этими странами, объективно именно они оказывают огромное влияние на формирование инвариантных социально-этических приоритетов будущего мира. Исследование американского опытаљ важно для осмысления естественных явлений взаимодействия, взаимообогащения все еще существенно различных и во многомљ искусственно разобщенных социальных систем, поиска работоспособных механизмов стимулирования интеграционных процессов.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы привлечь внимание широкой российской общественности к вопросу организации и развития социальной работы, прежде всего, с учащимися в учебном заведении, и показать тот конструктивный опыт, который накоплен в странах с развитой рыночной экономикой почти за 100 лет существования данного явления - социальной работы с молодежью.

Отечественная литература об организации социальной работы с учащейся молодежью в США фрагментарна и невелика. К тому же в публикациях имеет место как излишняя переоценка, даже известная абсолютизация американского опыта, так и его недооценка. С одной стороны, существует тенденция считать, что в США уже проторены дороги к решению чуть ли не всех социальных проблем молодежи, и нет смысла тратить время на поиск своих путей, лучше взять в готовом виде уже проверенные социальные модели (причем не только современные, но и прошлых лет). С другой стороны, встречаются и утверждения, что изучать американский опыт не обязательно на том основании, что у нас свои трудности, свои проблемы и своя специфика их решения.љ

Обе эти позиции полярны. Необходимо отвергнуть старые предубеждения и новые стереотипы, относящиеся к нашим коллегам в западном полушарии, оценить реальные успехи американцев в области социальной работы с учащимися и уяснить для себя, в чем именно следует идти другими путями. На этољ обращают внимание и сами американские специалисты (В.Девор, Б.Лэгей, В.Поллард и др.), которые призывают не копировать опыт США, а более глубоко разобраться в нем, чтобы общие тенденции развития социальной работы в мире нашли адекватное отражение в национальной практике и, тем самым, обогащалась мировая теория и практика социальной работы.

В процессе работы над данной проблемой была использована специальная литература на языке оригинала, беседы и интервьюирование американских социальных работников в период моего обучения в США,љ "полем" деятельности которых являются учебные заведения и специальные консультативныељ и информационные службы.љ Были проведены личные консультации с ведущими специалистами европейских и американскихљ вузов, с профессиональными служащими различных социальных агентств и благотворительных фондов. Результативным оказалось обучение по программе Магистра управления образованием США в Государственном Университете г. Толедо (штат Огайо), что позволило глубже осознать специфику организации социальной работы в учебном заведении иљ раскрыть генезис современных теоретических подходов, применяемых в проектировании содержания и процессов стандартизации профессионального образования в области социальной работы на федеральном иљ региональном уровнях. В ходе проведения исследования в Институте социальной работы Сиракузского университета (штат Нью-Йорк) и в Институте социальной работы Вейнерского государственного университете (штат Мичиган) были получены дополнительные данные по изучаемой проблеме в новых социально-экономических условиях.љ

Абстрагируясь от частностей, можно констатировать, что социальная работа с молодежью в США осуществляется через "Государственные и негосударственные программы поддержки молодежи", что трактуется весьма широко и распространяется на любой вид правительственной и благотворительной деятельности - от детально разработанного комплекса мероприятий до акта выделения из бюджета определенной суммы средств на финансирование отдельных мероприятий, имеющих весьма неопределенный характер.

Реализация государственных программ, как правило, лишь в самой общей форме контролируется правительством, а сами критерии весьма расплывчаты. Так, в качестве "критериев приемлемости" в большинстве программ предусматривается широко трактуемые "неблагоприятные экономические условия" и возрастные пределы, чаще всего возраст до 21 года.

В настоящее время в США действует свыше 300 программ поддержки и защиты молодежи. Наиболее массовыми являются программы Лиги защиты молодежи, "Лиги неограниченных возможностей кампуса", "Студенты за ликвидацию голода", "Лицом к улице", программа "Хелп" для одиноких матерей до 20 лет, "Приобщение к городским проблемам" и, конечно же,љ программы Армии спасения, которыељ охватывают в настоящее время все профессиональные учебные заведения страны.

Программы социальной работы с учащимися профессиональных учебных заведений в США строятся на основе следующих ведущих принципов: периодическая обновляемость содержания программы социальной работы,љ гибкость, универсальность, критичность в оценке содержания программ,љ вычленение обязательного и вариативного компонентов в программах и социальных проектах, скоординированность действий всех субъектов социальной работы,љ обязательная включенность учащихся в различные виды социальной практики, внедрение идеи партисипативности, которая характеризуется интерактивным общением всех заинтересованных лиц по вопросу определения целей, содержания, форм и средств организации социальной работы и использует неформальные пути привлечения учащихся и их родителей в процессы принятия решений. љ

Картина социальных услуг для студентов и преподавателей достаточно пёстрая: большое количество фрагментарных и узко специализированных видов по-мощи. По данным Американской ассоциации социальных работников, на начало 2002 года было зарегистрировано 1313 видов социальных услуг. Депар-тамент образования, здравоохранения и социального благосостояния правительства США сгруппировал все виды помощи, оказываемые студентам, в две большие группы: социальная помощь для поддержания минимального жизненного уровня и помощь в особых жизненных ситуациях.

Первый вид помощи обеспечивает адекватные стандарты существования, здоровья и благосостояния студента и может быть оказан в том случае, если у него недостаточный доход, или же он вообще не в состоянии учиться.љ Помощь для поддержания жизненного уровня оказывается разово или в течение длительного времени, в зависимости от продолжительности тяжелого положения нуждающегося, а ее объем определяется в соответствии с конкретным случаем. Данная помощь может быть выражена в форме долговременной помощи или единовременного пособия. Это может быть выплата для приобретения одежды, обуви, мебели, постельного белья, одежды для беременных и новорожденных, а в определенных условиях - для ремонта, переезда, на рождество.

Второй вид помощи - помощь в особых жизненных ситуациях - предусмотрен для молодых людей, которым необходима поддержка в особых ситуациях, как, например, болезнь, увечье, содействие в профессиональном образовании или удары судьбы. Помощь в особых жизненных ситуациях оказывается независимо от того, виноват ли в этом случае сам нуждающийся или нет. Тот факт, что нуждающийся не имеет возможности помочь себе сам или получитьљ помощь от других, оказывает решающее значение. Оба вида помощи реализуются через социальные службы местных общин или учебных заведений. Существует также ряд выездных социальных бригад, в которых работают добровольцы из благотворительных организаций. В отдельных случаях оплату этих услуг берет на себя социальная служба университета.

Сравнительный анализ деятельности социальных служб в различных университетах США, изучение их документации позволили выделить основные характеристики такой службы (агентства социальных услуг) в учебном заведении:

  1. Формальная организация: оказываемые услуги студентам четко определены и отличаются от неформальной помощи;
  2. Социальная ответственность и подотчетность: агентства сущест-вуют для целей, санкционированных обществом, государством, конкретным учебным заведением и отвечают за их реализацию;
  3. Отсутствие мотива выгоды как главной цели: социальные агент-ства существуют вне системы свободного предпринимательства и не основывают свою деятельность на базе гонораров за услуги, хотя частичная плата по скользящей шкале с некоторых студентов может взиматься; основной источник финансирования - государс-твенные и частные субсидии;
  4. Социальные агентства предназначены специально для удовлетво-рения потребностей университетской общины через процессы социализации, соци-ального контроля и социальной интеграции (сохранение депривированных групп, студентов с особыми нуждами в качестве полноправных членов общества).

Социальная работа в американских профессиональных школах в начале 21 века - это своего рода метаинститут, кото-рый охватывает множества видов социальной помощи и профессио-нальной деятельности (педагогов, психологов, врачей, юристов), но ключевое место здесь принадлежит социальным работникам, кото-рые во многом реализуют основные функции системы социального благосостояния.

Большая социальная работа проводится студентами - волонтёрами социальных служб. По подсчётам экспертов, сегодня более 75% молодых американцев входят, по крайней мере, в одну добровольческую группу. Иначе говоря, американский "третий сектор" включает в настоящее время свыше 1 млн. организаций, несущих основной груз социальной защиты и поддержки населения.

Хотя рядом с учащимися в учебном заведении есть и другие профессионалы (учителя, врачи) или добровольные помощники-волонтеры, тем не менее социальные работники должны быть особенно хорошо подготовлены для выполнения тех особых функций, которыељљ непосредственнољ связаныљ сљ ихљ профессией.љ Назовем несколько из них.

Учитель социальных и адаптивных (приспособительных) умений, цель которого подготовить учащихся кљ искусствуљ предотвращения трудныхљљ жизненныхљ ситуацийљ илиљ повышениюљ ихљ способностей приспосабливаться в изменяющихся социальных процессах.

Консультант-клиницист, цель которого помочь учащимся изменить их социальное функционирование путем проникновенияљ вљ их внутренний мир, анализа своих чувств, вызванных проблематичными общественными ситуациями или какими либо аспектами жизнедеятельности,љ что позволит им достигнуть желаемого роста. Это непосредственноељ индивидуальноељ занятиељ сљ личностьюљ сљ целью систематического воздействия на внутренний мир и психику учащегося для того,љ чтобы разрешить,љ ограничить или обеспечить облегчениељ развивающейся межличностной,љ или поведенческой,љ или иной проблемной ситуации.

Руководитель рабочейљљ нагрузки,љ цельюљ которогољ является установление баланса в рабочей нагрузке учащегося в периодљ его обучения в учебном заведении. Функции его могут быть следующие: - распределение учебного времени;љ - помощь в выборе предметов для изучения, - обработкаљ информации;љ - планирование учебного времени и т.д.

Есть вљ высшихљ учебных заведениях еще и такие работники, как агенты по вопросам социальных изменений, управляющий делами учащегося как клиента,љ брокер общественных услуг и др., но их основное вниманиељ направленољ большељ наљ взрослыхљ людей, достигшихљ 21 года.

Среди направлений работы социального работникаљ вљ учебном заведении особо важным считаются консультирование и профессиональное руководство деятельностью студентов,љ колледжей и университетов.љ Большое внимание уделяется также проблемам,љ связанным с учебой, добровольному уходу из колледжа и отчислению, достижениям и затруднениям с учебой,љ потребностью в отработке конкретных учебных навыков,љ затруднениемљ вљ выборељ наиболее подходящих курсов обучения и т.п.љ Особое место в работе, требующее серьезной психологической подготовки, занимает разрешение личностных проблем и затруднений студентов:љ эмоциональных срывов, любовных неудач, трудностей в установлении взаимоотношений с преподавателями, однокашниками, семьей, утрата уверенности в себе и правильности выбора своего будущего и т.д.

Однако нередко круг вопросов, требующих содействия специалистов,љ значительно шире, они выходят за рамки чисто педагогического содействия.љ Это и проблемы здоровья,љ и вопросы финансовой помощи,љ и размещения на работах,љ и возможностиљ для внепрограммнойљ деятельности,љ и жилищные вопросы,љ и проблемы питания и т.д.љ И все они так или иначе сказываютсяљ наљ самочувствии учащегося.

Интерес к консультированию,љ его организации, видам и качеству, а также признание его роли в улучшении образовательных возможностей в разных учебных заведениях не одинаков. Различается степень и вид ответственности, приписываемой консультированию в отдельных учебных заведениях. Если колледж уделяет мало внимания или вовсе не занимается систематическим консультированием,љ студенты ищут его при возникновении затруднений сами,љ обращаясь к педагогам, администрации или в другие организации. Консультирование, таким образом, все-таки происходит, но при этом возникает вопрос:љ кем,љ как и с какой эффективностью оно осуществляется,љ каков вклад именно колледжа, его социально-педагогической службы в совершенствовании этого вида обслуживания и принимают ли на себя образовательные институтыљ обязательства в отношении благополучия своих студентов.

Научить учащегосяљ самомуљ находитьљ баланс между желаемым, реальным и возможным при предстоящих жизненных решениях - идеальная цель социальных работников,љ работающих на любом уровне непрерывного образовательного процесса.

В целом можно отметить множество сходных черт между американской и евро-пейской моделями социальной работы со студентами. Принципиальное отличие между ними в том, что основополагающим принципом социальной работы в Западной Европе является предупреждение неблагополучия, превентивный характер социальной помощи. В Соединенных Штатах акцент делается на терапевтический аспект: механизм социальной под-держки включается в том случае, когда налицо все признаки неблагопо-лучия, существует просьба о помощи самого студента и доказано, что он(а) нуждается в помощи. Однако одной просьбы нуждающегося в помощи недоста-точно: социальные службы обязаны провести проверку на предмет выяс-нения, действительно ли нужна помощь заявителю, особенно в тех случаях, когда речь идет о материальных затратах.

Система социальной работы с учащейся молодежью в США отличается от большинства моделей социальной работы других стран также децентрализацией. Она достаточно сложная, но одновременно очень гибкая. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Отдельные программы принимаются местными властями.

Одна из проблемљ социальныхљ работников,љ возникающаяљ во многих колледжах, - сохранение нормального и прогрессирующего в учебе контингента,љ поскольку лиц сљ пограничнымиљ состояниями оказывается слишком много. Администрация, общественные организации,љ заботящиеся о проблемах отклонения в поведении,љ стремятся переместить внимание социальных служб на патологии поведения, превратив их в психологическую клинику. Студенты со специальными проблемами (нуждами), настойчиво одолевая социальных работников,љ оттесняют тех, чьи проблемы не столь драматичны и многочисленны. Для устранения такого давления работникам служб приходится ограничивать число интервьюљ наљ одного студента,љ отказываться от рассмотрения отдельных типов случаев и т.д.

Однако это не означает, что не обращается серьезного внимания на улучшение умственного здоровья, на постоянную координацию работы с медицинским обслуживанием,љ на связь с клиниками.љ Нољ все же основной упор делается на превентивный подход. Не остаются вљ сторонељ иљ такиељ социально-психологические проблемы, как взаимодействие и взаимопонимание между обучающимися учащимися.

Одной изљ главных личных проблем учащихся принято считать проблему адаптации: к колледжу, к школе, особо обращаетсяљ внимание приљ поступлении,љ переходељ изљ начальной школы в среднюю.љ В младшей средней школе чаще применяется групповой каунслинг;љ в течениељ учебногољ года проводится ряд бесед по программе "домашней комнаты". Анализ их тематики дает ясное представление о том,љ как в зависимости от возраста учащихся усиливается социальная направленность бесед, проводимых учителем и каунслером - социальным работником. С проблемой личности, личной адаптации в программах тесно связано общественно-гражданское воспитание.љ В задачиљ каунслинга вменяется:

  1. нацелить учащихся на эффективную общественно-политическую подготовку;
  2. помочь им понять социальную и гражданскуюљответственностьљ и вовлечь в активную социальную деятельность;
  3. помочь учащимся уяснить социальный порядок;
  4. способствоватьљ разработкељ перспективногољ плана деятельности для возможно большей общественной пользы.

Ведущими общимиљ методами работы социальных службљ являютсяљ консультированиељ иљ информирование.љ Вљ ходе консультирования используются совет, тренировка, интерпретация ситуации,љ проблемы;љ разъяснение мысли,љ положения, факта или эмоционального состояния;љ увещевание,љ осуждение,љ проявление симпатии; все виды недирективного общения; совместное изучение случаев;љ интервью,љ обусловливание поведения, психологическое тестирование;љ групповые дискуссии и тренировки; приемы, исходящие из тех или иных теорий обучения.

В качестве инструментов осуществления названныхљ процедур выступаютљ тесты,љ информацияљ об образовательных и профессиональныхљ возможностяхљ (вљ книгах, памфлетах, кинофильмах), компьютерныељ программы,љ структурированныељ интервью и многие практические приемы, не имеющие особой теоретической базы. Справедливости ради необходимо отметить,љ что большинство используемых заљ рубежомљ методов социальной работы хорошо известны в нашей стране.љ Например,љ к методам сбораљ информации относятся опрос,љ наблюдение,љ изучение письменных материалов. Метод, используемый для достижения необходимого понимания клиента,љ называют социальной историей. Необходимо такжељ подчеркнуть,љљ чтољљ социальныељљ работники используют весь арсенал методов,љ имеющихся в распоряжении самых разных отраслей знаний.

Следует отметить,љ что в социальных службах крупных учебных заведений есть должность консультирующего психолога,љ требующаяљ профессиональнойљ подготовки на докторском уровне, что отличает ее от практических психологов-консультантов, работающих на уровне методистов.љ Предпосылками для расширения применения консультирующей психологии вљ социальнойљ работељ сљ учащимися послужилиљ факторы,љ связанныељ сљ решением задачи обеспечения учащимся возможности на основе коллегиального опыта раскрыть и испытать новые идеи,љ изучения собственных и чужих установок и ценностей;љ апробации личностных, социальных, образовательных, профессиональныхљ иљ общечеловеческих ролей,љ приобретения ими самостоятельности, овладения контактами с разнообразными, новыми людьми.

љКонсультирующий психолог как педагог должен помочь учебномуљ заведениюљ обеспечить опыт,љ развивающий учащегося,љ а как консультант - помочь ему справиться с напряжением, связанным с новой для него ролью.

Роль социальных служб помощи учащимся с годамиљ возрастает,љ однако достоверных данных о количестве лиц, участвующих в подобной работе,љ или колледжей,љ обеспечивающих такое обслуживание студентов, нет.

Расширение "поля" деятельности социальных служб связано с осознанием того, что многие проблемы учащихся порождены ситуацией, в которой находятся или в которую попадают учащиеся,љ а не их личностными особенностями; эффективность решений учащегося в большей мере определяется предоставлением ему альтернатив. Отсюда стремление социального работника к совершенствованию учебного заведения, созданию благоприятного психологического климата.љ Как справедливо отмечаютљ американскиељ ученые (D.Hepworth, J.Lewis, S.Minuchin),љљ касаясь школьных социальных работников, их следовало бы называть психо-социологами образования,љ посколькуљ заљ нимиљ сохраняются и функции клиницистов, и психометристов,љ и роль исследователей;љ в то же время наљ них возлагаютсяљ обязанности содействовать решению сугубо социальных проблем.

Традиционно центральным и предпочитаемым всеми социальными работниками видом работ является непосредственноељ общение с учащимися с целью помочь им лучше понять себя,љ облегчить принятие решений;љ улучшитьљ результативностьљ проблемных решений,љ развитьљ ценностные установки,љ обратить внимание на изучение отношений и используя множественные теоретические модели, способствовать выработке Я-концепции и готовности к совместному труду.љ Не случайно вљ качествељ параметровљ изучения развитияљ студентов-учащихсяљ используют следующие показатели: компетентность, управление эмоциями, самостоятельность, развитие целостности личности, межличностных отношений, интегративности и целеполагания.

Рассказљ ољ социальных службах учебных заведений США хотелось бы дополнить своими личными впечатлениями от деятельности многочисленных служб помощи и поддержкиљ студентов,љ которыељ созданыљ иљ успешнољ функционируютљ в американскихљљљ университетахљљљ нарядуљљљ сљљљ большимљљ количеством Ассоциаций,љ Союзовљ студентов,љљ созданныхљ самимиљљ студентами љдля защиты своих интересов. Перечислюљ лишь некоторыељ из них,љ к услугам которых я сама прибегала в период моего обучения в Университете г.Толедо (штат Огайо) иљ знаю об их деятельности не по книгам:љљљљ

љ- служба помощи студентам по вопросам академического обучения. Если у студента возникли какие-то проблемы по изучаемому предмету или курсу,љ то службаљ выделяет тьюторов,љ обычно студентов-докторантов, которые бесплатно 4 часа в неделю будут заниматься с этим студентом. Единственнаяљљ обязанностьљљ последнего -љ послељљљ каждогољљ занятияљ расписываться в специальном журнале, что занятие проведено;љљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљ

љ- служба по оказанию помощи студентам в написании и оформленииљљљ письменныхљљљ работ, которые выполняются в период изучения курсаљ (описание интервью, посещенияљ школ или анализ уроков), так называемый Writing Center.љ Преподаватель пољ любому предмету имеет право снижать оценки за ошибки в правописанииљ (чаще всего за неправильнољ расставленныељ запятые).љ Особоељ внимание обращаетсяљ на соблюдение стандартныхљ требованийљ кљ оформлениюљ цитат,љ ссылок наљ авторов и т.д.љ Каждыйљ студент, а также иљ преподавательљ имеютљ правољ обратитьсяљ вљ даннуюљ службуљ иљ получитьљ бесплатнуюљ консультацию (дољ 4-х часов еженедельно) по написанию и оформлению работ.

В каждом государственном университете есть специальные службы в структуре отделов по работе со студентами, которые специализируются по защите и поддержке женщин-студентов. Услуги, предлагаемые этими службами, предоставляются бесплатно и охватывают различные сферы деятельности: от консультирования и дополнительных уроков по отдельным программам, практических занятий по самообороне до индивидуальных тренингов с психотерапевтами по коррекции взаимоотношений с окружающими и изменению характера. Женщина-студентка в период обучения в университете окружена особой заботой и вниманием. Если она задержалась дотемна в библиотеке или Центре отдыха, то студенческий 'эскорт' проводит ее до общежития или автобусной остановки; Медицинский центр университета ежемесячно снабжает всех студенток специальной литературой и проспектами-бюллетенями Национального центра по вопросам здоровья женщины, чтобы женщина могла принимать компетентное решение в вопросах своего здоровья; Университетская служба карьеры поможет найти студентам-женщинам временную или постоянную работы.

Служба защиты интересов женщин-студенток может проводить также расследование в случае, если студентка или преподавательница обратилась с жалобой на какого-либо преподавателя или студента, который, по ее мнению, говорит ей неприличные комплименты, делает намёки, преследует ее или домогается. По данным Национальной ассоциации женщин в образовании, только Калифорнийский университет в Лос-Анжелесе за последние три года заплатил более миллиона долларов как компенсацию за ущерб, понесённый студентами-женщинами, подвергнувшимися преследованию со стороны преподавателей-мужчин. В частности, этот же университет заплатил 300 тыс. долларов студентке, подвергшейся нападению со стороны однокурсника в общежитии, так как руководство университета и его службы не смогли обеспечить соответствующую безопасность и сохранность.

В службу защиты интересов женщин-студентов можно обратиться также, если кто-либо заметит в содержании изучаемого материала или просто в условии теста или задачи элементы дискриминации. Например, как-то наша университетская газета сообщила, что в результате проверки Инженерного колледжа определенные сборники задач по математике были не рекомендованы для дальнейшего использования в обучении студентов математики. Я поинтересовалась содержанием этих изъятых задач и упражнений. Некоторые из них были примерно следующего содержания: студент Н. на экзамене получил 'отлично', а студентка Р. на этом же экзамене получила оценку 'хорошо' и т.д. Профессору, разработавшему этот сборник задач, были предъявлены претензии в занижении умственных способностей женщин-студенток.

В структуре университетских служб есть специальные люди, в обязанности которых входит обязательный анализ содержания письменных тестов, экзаменационных заданий и проектов на предмет наличия расовой, религиозной или половой дискриминации. Интересно отметить, что возросшее за последнее время число жалоб на предвзятость профессоров при оценивании письменных работ студентов из-за расовых или половых предрассудков привело к тому, что студенты теперь не подписывают свои фамилии на экзаменационных листах, а указывают номер студенческого билета. 'Расшифровка' происходит уже после оценивания работы в 'Университетской службе по академическим успехам', однако, судя по американской прессе, эта мера проблему не решает.

В течение года обученияљ в университетељ я былаљ членом трех Ассоциацийљљ студентов:љ "Ассоциацииљљљ студентовљљљљ изљљљ Европы", "Ассоциацииљ иностранныхљ студентовљ вљ образовании"љ иљ "Ассоциации студентов-аспирантов", чья деятельностьљ включала оказаниељ помощи в академическойљљ областиљљ (проведениељљ встречљљ сљ преподавателями, студентами-старшекурсниками,љљљљ ознакомлениељљљљ сљљљ особенностями американскойљ системыљ образованияљ и т.д.), организацию свободного времени (проведениељљљ интернациональных вечеров, праздников национальнойљ культурыљ иљ т.д.),љ аљ такжељљ оказаниељ материальной поддержки,љ например,љ предоставлениељ льготљ членамљ ассоциацииљ на пользованиељ копировальнымиљ машинами,љљ услугамиљ центраљљ здоровьяљ и отдыха, скидок на билеты в концертные залы, музеи, театры.

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Социальная политика и социальная работа в условиях России идеологически во многом согласуются с общемировыми тенденциями, однако, естественно, существует специфика, обусловленная рядом социокультурных и экономических факторов. љљљљ Сопоставляя особенности молодежной политики в США и России, укажем, что одной из основных проблем проведения последней является сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, абсолютно не стимулирующей молодежь к самообеспечению и новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей ее в положение "вечно молодого" поколения, полностью зависящего от родителей и "дающего" государства. Молодежная политика, таким образом, в России является по своей идеологии патерналистской, что делит участников взаимодействия на покровителей и одариваемых, причем последние обязательно оказываются в униженном положении, независимо от того, какой практикуется вариант патернализма: либеральный (благотворительность, гуманитарная помощь) или строгий (карательный).

Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку. С учетом американского опыта можно с достаточным основанием утверждать, что эффективность социальной работы с молодежью в России (а также ее экономическая рентабельность) снижается также из-за того, что различные ее направления курируются чуть ли не десятком различных министерств и ведомств, имеющих свое собственное финансирование. Молодой человек с точки зрения государственных органов не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов и среды, а фигурирует как "учащийся", "пациент", "военнообязанный", "нуждающийся в пособии", "правонарушитель" и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры. Мировоззренческие и исторические проблемы также создают трудности в осуществлении государственной молодежной политики в России.

Молодежная политика в России, в противовес американской, так и не стала субъектной, т.е. молодежь не мотивируется на стремление к самореализации в рамках соответствующих общественных структур для внесения наибольшего вклада в социальное развитие общества. С учетом положительных и отрицательных результатов использования американской модели молодежной политики, России следует выработать свой вариант, соответствующий современному этапу социально-экономического и политического развития страны, где молодежь как активное субъектное начало в ней присутствует.

В целом государственный статус социальной работы с молодежью в обеих странах подразумевает возможность централизованного контроля над определенными ее категориями, нуждающимися в помощи, а также выделяемыми для ее оказания ресурсами. Социальный работник в качестве государственного служащего является проводником социальной политики, поэтому направленность и содержание его профессиональной деятельности, а также его собственные установки изначально во многом определяются ценностной, аксиологической концепцией отношения общества к определенным категориям объектов социальной работы. В этой связи можно сказать, что социальная политика и социальная работа с молодежью в России идеологически тяготеют к так называемой медицинской или административной модели. Согласно этой модели, если какой-либо молодой человек, по сравнению с другими, чего-то лишен или находится в невыгодном положении, то для него эта ситуация - трагическая; ограниченные социальные возможности являются частью человека, и это его собственная вина; человек должен приспособиться к обществу, а если он не такой, как все, то он должен подвергнуться процессу социального вмешательства, для того чтобы соответствовать статичным и консервативным социальным представлениям о "норме".

љ Завершая, можно сделать следующие выводы:

  1. Социальная работа создает предпосылки для решения имеющихся у молодежи социальных, юриди-ческих, медицинских проблем, выступает профилактическим сред-ством асоциального поведения молодежи.
  2. Эффективность и результативность социальной работы с уча-щейся молодежью обеспечивается научно обоснованными целями, прин-ципами, подходами, а также подбо-ром оптимальных методов и средств социально-профессиональногољ становления личности молодого человека.
  3. Объединительной национальной идеей, обеспечивающей стабильность развития американского общества, выступает межинституцинальная солидарность, предусматривающая совпадение социальных интересов как всего общества в целом, так и его от-дельных членов в социальном становлении и воспитании молодых граждан, ориентирован-ных на социально значимую деятельность как образ жизни, несу-щих ответственность за социально незащищённые слои населе-ния.
  4. Социальная работа выступает гарантом успешного выбора жизненного и профессионального пути для учащейся молодёжи, обучая на примерах соблюдения семейного и общественного долга, воспитывая в духе законопослушания, миролюбия, доброже-лательности, уважения к религии, милосердия, рачительного хо-зяйствования.
  5. Основными результатами социальной рабо-ты являются: формирование достойного гражданина общества; вос-питание в учащихся добровольного повиновения, навыков само-дисциплины, способствующих формированию устойчивого харак-тера, самостоятельности, вырабатывающей волевые качества.
  6. Отношения социального работника с учащейся молодёжи но-сят открытый, деловой, доверительный характер, рассматривают-ся как средство решения социально-педагогических проблем в кон-кретном случае с конкретным клиентом.
  7. Социально-педагогическими методами и средствами рабо-ты с учащейся молодёжью выступают: коллективистский метод, метод постоянной воспитательной коррекции, метод учёта взаи-мовлияний отдельных компонентов реальной действительности, метод личного примера социального педагога.
  8. Результативность социальной работы с молодежью в значительной степени определяется привлечением к социальной работе разнообразных слоев населения и представителей других профессий - спортсменов, тренеров, военных, представителей творчес-кой и технической интеллигенции, умеющих организовать моло-дёжный досуг.
  9. Сравнительный анализ организации социально-педагогической работы с молодежью в США и России показал, что большинство форм и методов ее организации вполне приемлемы для критического использования в нашей стране.

Адаптация американского опыта организации социальной работы с молодежью осложняется, в первую очередь, проблемами концептуального уровня, связанными с различными подходами к общественной значимости социальной работы и подготовке профессиональных кадров для нее. Отсутствие в России принятых не только государственными структурами, но и гражданами целей и ценностей социальной работы не позволяет понять и принять стратегические подходы американской системы социальной работы с учащейся молодежью, находящейся на иной ступени развития.

Второй уровень проблем - трудности, связанные с информационным барьером. Российские исследователи, как правило, не владеют необходимой информацией о различных аспектах решения какого-то социального вопроса. Информация, в основном, фрагментарная и не всегда объективная.

Следующий уровень проблем адаптации - это технологические барьеры. Они возникают в связи с тем, что, имея новые рациональные идеи и предложения по совершенствованию какого-либо процесса, технология его применения чаще всего не подходитљ к нашим условиям. Изменения же отдельных элементов может привести к несрабатыванию системы в целом.

Наконец, проблемы психологического уровня. В эту группу входят преодоление инерции традиций, нежелание использовать чужой опыт в социальной сфере и наоборот - излишняя уверенность в том, что все зарубежное лучше нашего.

Далеко не все в американском опыте социальной работы с учащимисяљ понятно и принимаемо, ибо в нашей стране состояние социальной работы находится в несколько ином измерении. Например, трудно себе представить, что социальный работник США должен заниматься поиском своей клиентуры через постоянный мониторинг динамики социальной сферы, через общение со студентами для выявления их потребностей в социальной помощи, ибо никто: ни государство, ни общественные фонды не будут финансировать абстрактную социальную работу. Деньги даются только под конкретные, обоснованные, просчитанные социальные программы и подписанные контракты.