IREX Совет по международным исследованиям и обменам
Про АЙРЕКС Программы Пресс-центр Выпускникам
 
 
 
«Полемика»
 
 
 
 
 
«Полемика», выпуск 12
Л. А. Королева. Власть и советское диссидентство. (Окончание)
А. С. Макарычев. Регионализм и территориальное устройство в пост-тоталитарных странах...
Ю. И. Лахмоткина. Антимонопольная политика в странах - членах СНГ.
Е. М. Левинтова. Российская интеллектуальная элита и ее дискурс (1992-2001 гг.)
В. А. Сергеев. Проблемы продвижения российской наукоемкой продукции на мировой рынок
Э. В. Карюхин, Е. С. Матюнин. Математическое моделирование геронтологических организаций...
Т. А. Фомина. Американизация России: миф или реальность?
Н. А. Сухомлинова. "Современные Приемы Менеджмента" — как это было
С. С. Макеев. Шесть шляп одного семинара

Шесть шляп одного семинара

С. С. Макеев
Выпускник программы CCR 2000
Председатель Правления,
Сахалинский Центр "Экологических инициатив"
г. Анива, Сахалинская область

По себе знаю - читателю не очень интересно примерно следующее сообщение: "Там-то тогда-то прошел такой-то семинар:". Пусть даже по современным приемам менеджмента.

Ну и что? Мало ли проводится семинаров, конференций и тренингов? Вспомните, с каким ощущением разворачиваем газету или включаем телевизор. "Что у нас новенького? Что происходит в мире?" Прошедший семинар - не новость. Новость - это то, что изменится после него, что произойдет сегодня и завтра. Читателю важно видеть изменения.

Красивое слово "менеджмент" по-русски означает просто "управление". Появятся ли у нас сильные предприятия, управляемые по-современному - покажет время. Проведенный семинар - всего лишь шаг к этому, но шаг, по всей видимости, существенный.

Надо сказать, я ничего не записывал из благодарственных выступлений на заключительном заседании и не остался на прощальный фуршет, где, вероятно, и были сказаны самые теплые и проникновенные слова. Я сохранил чистоту своего индивидуального восприятия и хочу рассказать о семинаре, используя полученные на нем знания.

Каждому участнику тренинга достался огромный том-фолдер с дополнительными материалами. Здесь были и отрывки из лучших пособий по обучению навыкам менеджмента, и тесты, и описания ролевых игр, и масса других интересных и доступных вещей.

Бегло просмотрев фолдер, я сразу обратил внимание на отрывок из книги Эдварда Де Боно "Шесть шляп мышления":

"В январе 1985 года журнал "Time" назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе "потратиться" на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом".

Вот тут-то читатель может затаить дыхание - сейчас начнут раскрываться секреты успешного управления. Это может быть полезно для любого, не только бизнесмена. Юберроут пользовался методикой взвешенного мышления, универсальной для абсолютно любой сферы.

Дело в том, что основа человеческой деятельности заключена в способности думать. А главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей ориентироваться так сложно. Но научиться - можно.

Предлагается простая идея, которая позволит вам навести порядок в "кладовой своих мыслей", поможет "разложить их по полочкам". Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов и планов на будущее. Нужно уметь выбрать нужный подход к делу, и поможет вам идея шести "мыслеварительных" шляп.

Надевая одну из шляп, мы выбираем себе определенный тип мышления. Шесть шляп позволяют нам умело дирижировать оркестром своих мыслей, управлять своим мышлением. Меняя шляпы, мы можем придавать своим мыслям тот облик, который нам нужен. А обдумав и обсудив с разных сторон проблему, уже не так и сложно ее решить.

Итак, я попытаюсь рассказать о семинаре, примеряя "мыслеварительные" шляпы разного цвета. Цвет каждой шляпы связан с ее назначением.

Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен. В бесстрастной манере изложены цифры, факты и объективная информация. Надев белую "мыслеварительную" шляпу, человек уподобляет себя компьютеру.

4-6 апреля в санатории "Синегорские минеральные воды" прошел трехдневный семинар "Современные приемы менеджмента". Семинар провела команда тренеров Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) на средства Агентства международного развития США (USAID). Приглашены были выпускники разных программ, посетившие в разное время США, - около 40 руководителей сахалинских и владивостокских организаций. Семинар проходил в интерактивной форме, лекции и презентации сменялись коллективными играми, разработкой и защитой учебных проектов.

Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, ярость, радость и вообще чувства, эмоции. Вот и мы в красной шляпе будем отдавать себя во власть эмоций. Этот тип мышления открывает перед человеком широкие просторы для откровенного выражения своих мыслей.

Все участники в один голос восторгались раскрепощенной обстановкой на семинаре, душевности и доброжелательности тренеров. К окончанию мы стали не просто узнавать друг друга, но многие сдружились. Я никогда не видел сразу столько замечательно умных, искрометно общительных и абсолютно счастливых людей. Потрясающий, совершенно особый стиль, ни одной минуты скуки или усталости! Господи, да все у нас получится!

Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное - то, что страшится людских глаз. Надевающий черную шляпу человек занят поисками того, что в данном проекте неправильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.

Мы ощутили себя в черной шляпе не на семинаре, а когда он закончился. Ведь мы живем в реальной жизни, работаем в реальных коллективах и часто реальности нашей деятельности невозможно совместить с законами успешного менеджмента. Уж слишком у нас все запущено! А в самом семинаре мне не понравилось одно - слишком нас мало, прошедших такой тренинг.

Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Человек в желтой шляпе выносит положительную оценку всему, что попадает в сферу его восприятия.

Собственно, вся атмосфера на семинаре была солнечной и жизнеутверждающей. Взрослые солидные люди вдруг получили возможность лицедействовать и с умом дурачиться. Это напоминало студенческие КВНы или капустники. И в то же время знания, полученные под таким "соусом", легко и устойчиво ложились на наш старый заскорузлый опыт. Я очень надеюсь на то, что люди, прошедшие этот необычный тренинг, успешно применят новые навыки в своей деятельности.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет - это цвет свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Человек, надевающий зеленую шляпу, устремляет поток своих мыслей на поиски новых решений.

Мы и не заметили, как выдали массу идей и проектов, многими из которых занимаемся в реальной жизни. В первый день мы провели коллективные самопрезентации на общую для всех тему - впечатления о поездке в Америку. На второй в командах разработали алгоритм решения нами же выбранной проблемы. (Одна команда решала актуальную для всех нас проблему неуютных дворов, другая - проблему ядерной свалки на Симушире). И наконец, на третий день команды показали стратегию решения проблем. Все это были незабываемые шоу, начиненные действительно свежими идеями!

Синяя шляпа. Синий цвет холодный, это - цвет неба. Синяя шляпа символизирует контроль и организованность. Человек, надевающий шляпу небесного цвета, подводит итоги достигнутого и определяет направление дальнейшего развития.

Особенно ценной оказалась хитрость ведущих, которые каждый день разбивали участников на новые команды. Таким образом, каждый хотя бы раз встретился с каждым и непрерывно расширял круг своего общения. Навыки работы в команде не всем давались легко, но ведомые нашими тренерами, мы все же справлялись. Думаю, многие из участников семинара попытаются создать рабочие команды в своих коллективах. Во всяком случае, нам показали, с чего начать и что ведет к успеху. Но и для творческих людей была пища для ума - искусство публичных выступлений, творчество и его убийцы, карты мышления.

Еще раз надеваю желтую шляпу, чтобы сказать несколько теплых слов о команде, проводившей семинар. Было очевидно, что это именно высокопрофессиональная команда, работающая по всем законам успешного менеджмента. Ненавязчиво, но уверенно руководил всем процессом Александр Павлович Коробов, всегда подтянутый, обаятельный и по-доброму остроумный. Тренеры, доценты ВГУЭС Наталья Чеховская и Иосиф Штительман (кстати, супруги), просто излучали доброжелательный энтузиазм, умело заменяя друг друга и варьируя методы. Ассистентки-старшекурсницы всегда вовремя и незаметно помогали во всех вопросах. Если и были какие-то недочеты в организации и проведении семинара, они растворились в море тепла и позитива.

Не случайно вместе с тренерской командой приехала целая группа участников из Владивостока, уже прошедших семинар у себя. Им настолько понравилось, что захотелось повторить. Они были совершенно искренни, когда говорили, что сахалинский тренинг особенно удался.

Ну, и снимая все эти шляпы, просто выражу общее мнение: как жаль, что все так быстро кончилось!

 
К началу страницыНа первую страницуКарта сайтаКонтакт
101000 Москва
Российская Федерация
ул. Мясницкая, д.24/7, стр.3, 2 этаж
тел.  +7 (495) 956-09-78
факс +7 (495) 956-09-77
email: irex-russia@irex.ru
  © Copyright 2012 IREX/Russia
Hosted at netcare.ru®
Powered by oocms