IREX Совет по международным исследованиям и обменам
Про АЙРЕКС Программы Пресс-центр Выпускникам
 
 
 
«Полемика»
 
 
 
 
 
«Полемика», выпуск 14
Е. М. Левинтова. Общественное мнение и дискурс российской интеллектуальной элиты...
О. Р. Гулина. Право частной собственности и его влияние на правовое сознание россиян
В. М. Закирова. Выживет ли российская семья в условиях гендерного конфликта...
Т. Л. Пятакова, Т. П. Хлынина. Национально-языковое строительство в Республике Адыгея...
В. Н. Комлев. Отечественные углеводороды и импортное отработавшее ядерное топливо...
В. Ф. Писаренко, М. В. Родкин. Режим природных катастроф - свидетельство ущербности...
С. Н. Широбоков. Международная конференция "Демократизация и перспективы..."
Н. Петрова. Семинар в Москве
АЙРЕКС / Пресс-центр / Публикации / Электронный журнал «Полемика» / Выпуск 14 / Отечественные углеводороды и импортное отработавшее ядерное топливо: в России соседство противопоказано

Отечественные углеводороды и импортное отработавшее ядерное топливо: в России соседство противопоказано

В. Н. Комлев
Ст. науч. сотр. Горного института
Кольского НЦ РАН

Импорт отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в Россию разрешен. Хотя компромисс в обществе по этому вопросу пока не достигнут.

Важность проблемы изоляции от биосферы радиоактивных материалов ни у кого не вызывает сомнений. При этом в Минатоме все большее значение начинает приобретать идея не безусловной переработки, а отложенного долговременного (не менее 50-100 лет) хранения ОЯТ, в том числе зарубежного. Россия стоит на пороге обоснования и создания за западные деньги крупного международного подземного хранилища (хранилищ) ОЯТ, аналогичного YuccaMountain в США. Так считают многие участники прошедшей в сентябре 2002 г. в Москве международной конференции "Обращение с облученным ядерным топливом 2002: новые инициативы России". Напомним, что плановый бюджет проекта YuccaMountain составляет 60 млрд. долларов. К настоящему времени по этому проекту израсходовано около 6 млрд., причем только на "объяснения" с общественностью - 20 млн. долларов.

С другой стороны, для страны очевидна роль экспорта нефти, газа и продуктов их переработки. Доминантой экономики страны является нефтегазовый бизнес. Бюджет РФ весьма зависим от уровня цен на внешнем нефтегазовом рынке.

С целью найти в связи с этими фактами согласие по комплексу факторов (нераспространение, экология, охрана, минимизация вовлекаемой в промышленное использование территории, удаление ОЯТ от нефтегазовых площадей и инфраструктуры ) представляется целесообразным следующее.

Экспорт российских углеводородов и импорт ОЯТ (размещение иных ядерных материалов) не должны создавать препятствия друг другу. Например, в Мурманске или Новороссийске. Достаточно того, что Сибирский химический комбинат Минатома и Томский нефтехимический комбинат расположены практически в городской черте Томска и в одной промышленной зоне. А эксплуатация ряда нефтегазовых месторождений затруднена последствиями подземных ядерных взрывов.

Ввозить ОЯТ лучше, в основном, морским транспортом, а хранить его - вдали от центров переработки ядерного и органического сырья на площадке (площадках) вблизи побережья северных или дальневосточных морей, например в Печенгском районе Мурманской области или на Таймыре.

При этом уместно интегрировать соответствующий опыт ВМФ США, Великобритании, Франции, Китая и России, а также технологии гражданской ядерной энергетики Швеции, Японии и Франции.

Для геологического обеспечения программ импорта  необходимо сменить приоритеты исследований по выбору площадок долговременного хранения ОЯТ, не ставя во главу угла, как это делают в настоящее время, соседство площадок с Красноярском, Челябинском, Мурманском и Томском.

Будущее Мурманской области, например, во многом будет определяться процессами освоения российских месторождений углеводородного сырья. Предстоит скачок в развитии, обусловленный резким усилением активности нефтегазовых компаний на Европейском Севере, в частности, на шельфе Баренцева моря, и смещением в будущем приоритетов в сфере добычи углеводородов на шельфе от Норвегии к России. Руководство этих компаний в стратегическом плане придает Мурманску и Севморпути особое значение. И ничего не должно, да и не сможет значимо препятствовать радикальным изменениям в экономике и финансовом наполнении бюджета области.

"Лукойл" стал владельцем Мурманского и Северного (Архангельск) морских пароходств и совладельцем Мурманского торгового порта, получил в управление атомные ледоколы и имущество РТП 'Атомфлот', развивает танкерный флот арктического класса для снятия связанных с 'трубой' проблем, намерен строить нефтеперерабатывающий завод и комплекс перегрузки нефти в океанские танкеры в Кольском заливе для экспорта ее в Западную Европу и США. Альтернативные варианты перегрузки нефти для США связывают с портами Голландии, Норвегии или Хорватии. Имеются и другие признаки крупномасштабной экспансии 'Лукойла' в регион. 'Роснефть' и 'Газпром' были готовы вкладывать деньги в Штокмановское месторождение уже в 2002г. 'Газпром' финансирует реконструкцию судостроительных мощностей Северодвинска для задач морской газонефтедобычи. В Кандалакшском заливе нефтепорт Витино подготовлен к круглогодичной перегрузке не только нефтепродуктов, но и сырой нефти. Еще ряд портов Мурманской и Архангельской областей, а также Норвегии готовы предложить свои услуги нефтяникам.

Российские нефтяные компании 'Лукойл', 'ЮКОС', 'Сибнефть' и ТНК видят Мурманск в качестве "окна в Америку" при реализации своих планов по освоению заокеанского нефтяного рынка с помощью сырья шельфа, Тимано-Печоры и Сибири. Предстоит углубленный технико-экономический анализ, состоялась презентация проекта в США.

Предстоящие изменения по масштабу и интенсивности могут быть соизмеримы с произошедшим на наших глазах преобразованием Западной Сибири. При этом отечественные нефтегазовые гиганты и сотрудничающие с ними иностранные компании TotalFinaElf, Conoco, NorskHydro, Fortum и др. вряд ли будут серьезно испытывать потребность в региональных российских партнерах. За исключением судостроительной отрасли Северодвинска.

Перспективы Мурманской области, связанные с совершенно новой отраслью (нефтегазовой), просматриваются. Однако нынешнее социально-экономическое состояние региона, обусловленное традиционными рыбной и горной отраслями, оставляет желать лучшего. Госкомстатом РФ за 2002 г. ('Российская газета' от 15.03.2003г.) по индексу промышленного производства область (как и Таймырский округ) признана 'провалившейся'. Слабая доходная часть бюджета области на 2003 г. и трудности его принятия свидетельствуют о хронических негативных проблемах традиционных отраслей.

С другой стороны, связанные с предстоящим импортом в Россию отработавшего ядерного топлива процессы, по всей вероятности, также не обойдут Мурманскую область стороной.  В мае 2002 г. руководители атомных ведомств РФ и США добились, похоже, смягчения позиции США относительно поставок в Россию таких ядерных материалов. Исчезает последнее препятствие для ввоза зарубежного топлива на долговременное хранение. 

   Среди ключевых моментов проблемы - площадки и технология хранения или захоронения ОЯТ. Мурманск с его уже развитой атомной инфраструктурой рассматривается как значимое звено многих вариантов реализации стратегии Минатома. Однако при дальнейшем наращивании в Мурманске числа объектов этой отрасли противодействие планам создания здесь крупного нефтяного терминала объективно возрастет. Дополнительно к тому, которое сейчас ощущается, например, со стороны военных, рыбаков и экологов.    

Естественно, что в  связи с атомными перспективами необходимо консолидировать российский и зарубежный опыт. И внимательный его анализ позволит найти достойную замену, по крайней мере, новым площадкам Минатома и атомных флотов в Мурманске. К слову сказать, размещение базы действующего предприятия РТП "Атомфлот" также в одном из вариантов виделось вне Мурманска.

Коллективное общественное сознание Печенгского района Мурманской области уникально. Оно может быть наиболее восприимчивым к идее подземного размещения ядерных материалов именно здесь. На фоне экономических и общих экологических неурядиц, как показали норвежские социологи, обеспокоенность населения района радиоэкологическими проблемами минимальна в сравнении с мнением людей по этому поводу в других местностях Кольского полуострова и сопредельных стран.

Печенгская структура и ее обрамление на Кольском полуострове наиболее удалены от месторождений углеводородов шельфа и путей транспортировки этого сырья. Скальные массивы здесь не содержат нефти и по современным научным представлениям не могут содержать ее принципиально. Возможное открытие месторождений углеводородов на полуостровах Средний и Рыбачий существенно рассматриваемую ситуацию не изменит. Новая Земля, например, расположена в центре крупнейшей нефтегазовой провинции, освоение которой во многом определит будущее России.

Будущий объект подземного размещения радиоактивных материалов, несомненно, будет находиться под пристальным вниманием Запада. Печенга во всех отношениях наиболее удобна для демонстрации объекта зарубежным специалистам.

Минатом, похоже, уже начал консультации с "Норильским никелем" по поводу Печенги ("Версия" от 2 - 8.10.2001 г.). Организации и специалисты Минатома по материалам Кольской сверхглубокой скважины в рамках международных проектов 261, 262, 793 и 794 МНТЦ (www.istc.ru) оценивают те или иные аспекты безопасности. Проект 1446 МНТЦ применительно к концепции мерзлотной изоляции показывает, с другой стороны,  усиление интереса Минатома к восточным районам страны. И это, подобно движению по спирали, на новом уровне сохраняет лучшее из наработанного и одновременно отображает поиски, вызванные уязвимостью конкретной площадки Новой Земли.

В Печенге будут, несомненно, привлечены научно-технические достижения и финансы Швеции, Норвегии и Финляндии. Общими усилиями тогда возможно создать и охранять образцово-показательный объект - козырь для Минатома на долгие годы. В том числе и с участием российских нефтегазовых компаний.

Имея благоприятные социально-экономические условия, Печенгский район дополнительно полностью соответствует критериям, сформулированным норвежской экологической организацией "Беллона" (серьезный оппонент Минатома) в докладе "Атомная Арктика" (2001 г.) применительно к площадкам постоянного размещения радиоактивных материалов именно на Кольском полуострове.

Уже в настоящее время в непосредственной близости от Печенги, в Губе Андреевой Норвегия и Швеция за собственные деньги по западным стандартам оборудуют для Северного флота базу по обращению с ОЯТ. Это не случайное вложение денег.

Норильск, кроме того, позволит реализовать и опыт Минатома по мерзлотной изоляции ОЯТ. Он, видимо, сможет принимать, кроме зарубежного, и ОЯТ Северо-Запада, Красноярска, Томска, Дальнего Востока и Челябинска. В Норильске суммируются защитные свойства хорошо изученных Минатомом геологических барьеров Новой Земли и площадки ПО "Маяк". Норильск - это многогранный компромисс, объединительный вариант по отношению к разным региональным проектам, конкурирующим друг с другом и распыляющим силы.

По словам генерального директора "Норильского никеля" Михаила Прохорова, менеджеры компании должны как можно более точно просчитать, на каких энергоносителях в дальнейшем будет развиваться "Норильский никель" и как следует решать проблемы Севморпути (14.12.02). Не исключено, что определенная ниша при этом будет предусмотрена для ядерной энергетики. Минатом уже разрабатывает идею совместного захоронения именно в Красноярском крае отходов и топлива Красноярского горно-химического комбината, Сибирского химического комбината, ПО "Маяк" и других предприятий (проект 1491 МНТЦ). Тем более, что Норильску, по данным департамента металлургии Минпромнауки РФ, жить "без проблем" относительно минерально-сырьевой базы не так долго - 30 лет.

И еще один важный аспект. Изучение площадок ПО "Маяк" в Челябинской области и Нижнеканского массива в Красноярском крае в качестве потенциальных мест подземной изоляции  ОЯТ и других (конверсионных) ядерных материалов не должно выполняться без альтернатив и аналогов. Особенно в условиях очевидной тенденции совпадения в этом вопросе региональных, федеральных и иностранных интересов. В противном случае через 10-15 лет возможно повторение ситуации, аналогичной нынешней ситуации с Новой Землей. Печенга и Норильск - достойные спарринг-партнеры в надежном геологическом обеспечении этой части ядерных программ. Они имеют также определенные преимущества и право параллельного рассмотрения в контексте геологического хранилища ядерных конверсионных материалов при реализации концепции нераспространения.

Во-первых, Печенга и Норильск, равно как, например, и Чукотка, удалены от центров переработки ОЯТ. Это сразу снимает основные опасения западной стороны. Во-вторых, кардинально упрощаются вопросы совместной с Западом охраны объектов. В-третьих, будут ли через 50-100-200 или 1000 лет еще российскими или, по крайней мере, надежно защищенными Челябинск, Красноярск и Томск при вполне вероятном разрушении страны с юга и юго-востока по аналогии с первым этапом распада тогда еще СССР с юга и запада? ОЯТ более живучи, чем многие государства. Основные запасы органического российского топлива находятся на Севере. Почему бы и стратегические запасы ядерного топлива не сохранить на Севере? Тем более, при однозначной тенденции усиления дефицита энергоресурсов вообще. А комбинаты Минатома в Томске, Красноярске и Челябинске может лихорадить еще и при их российской принадлежности - см., например, документы Госатомнадзора за 2001-2002 гг.

Нужно усилить информационную поддержку принимаемых решений по импорту ОЯТ, учитывая зарубежный опыт.

 
К началу страницыНа первую страницуКарта сайтаКонтакт
101000 Москва
Российская Федерация
ул. Мясницкая, д.24/7, стр.3, 2 этаж
тел.  +7 (495) 956-09-78
факс +7 (495) 956-09-77
email: irex-russia@irex.ru
  © Copyright 2012 IREX/Russia
Hosted at netcare.ru®
Powered by oocms